От романтизма до постмодернизма!

Архитектура, пластика дома — это то, что бросается в глаза в первую очередь. Иногда будущему домовладельцу везёт, и он находит свой Дом «с первого взгляда» и его внутреннее содержание также устраивает, но иногда внутри дом оказывается не так «прекрасен», как снаружи. Тогда приходится либо что-то менять или привыкать к тому, что есть.

Как найти (построить) не только красивый, но и удобный дом? Или наоборот: не только удобный, но и красивый? Ведь приоритеты у всех разные, впрочём, как и стандарты красоты. И есть ли вообще в архитектуре направление позволяющее построить дом, в котором будут согласованы и находится в гармонии и красивая оболочка, и «богатый внутренний мир»?

Чтобы ответить на эти далеко не праздные вопросы, нужно хотя бы иметь представление о том, какие архитектурные стили вообще существуют. А существует их великое множества, и не понятно, к счастью или к несчастью (поскольку тут же возникает другая проблема — проблема выбора).

Исторические стили

Начнём с романского (от латинского «римский») стиля. Для него характерны массивные гладкие стены, толщина которых подчёркивается небольшими, узкими окнами-проёмами. Как правило, у построек в романском стиле имеется каменный свод, а также полукруглые арки. Наружная отделка весьма лаконична и скромна. Такое здание выглядит очень основательным и надёжным. Для внутренней отделки коттеджа, построенного в романском стиле можно использовать мозаику и фрески (настенную живопись).


Готический архитектурный стиль в отличие от романского, который имеет преимущественно горизонтальную направленность, как бы устремлён вверх. Причём вертикальная линия очень динамична и подчеркивается буквально каждой деталью, архитектурным элементом, которых в готическом стиле очень много. Это и заострённые, узкие и высокие башни, своды, арки, колонны; и большие, витражные окна; и богато украшенный фасад со всевозможными резными деталями. В чистом виде готический стиль в загородном домостроении сейчас используется довольно редко, однако в наследие от готики нам остались образцы фахверковых домов, которые прижились и довольно успешно конкурируют с другими стилями.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) подарила архитектурным сооружениям простую форму, симметрию, стройные ряды колон, внутренний двор с открытыми аркадами. После готики, вновь возвращаются полукруглые арки и купола.

На смену горизонтальным прямым линиям, свойственным архитектуре Ренессанса приходят плавные и изогнутые линии барокко (итал. «причудливый, странный, вычурный, искажённый»). Они мягко перетекают из одной в другую, границы стираются, и дом превращается в одну сплошную массу — роскошную и изумляющую. Купола приобретают сложную форму, становятся многоярусными. Много лепнины, зеркал, скульптур, цвета (в основном бирюза, белый цвет, позолота) и света. Однако с барокко следует быть осторожными, если вы всё-таки отважились иметь родовое имение в этом стиле, то помните, что излишество может перевалить за критическую массу и уже не изумлять и вдохновлять, а подавлять. К тому же такому дому, надо всегда соответствовать.

Ещё большую декоративность и изысканность дома приобретают при рококо. Этот стиль характеризуется полным отсутствием симметричности, прямых линий и плоских поверхностей. Обилие фигурных отделок, орнаментов, декора, мифологии, эротизма.


На смену буйству красок и форм рококо пришёл классицизм. Он вернул чёткие, геометрические формы, позаимствованные у античной архитектуры. Доминирующей частью фасада становится колонный портик. Окна большие, имеют прямоугольную или полукруглую форму. В орнаментах и декоре (довольно сдержанном) используется растительный мотив. Стены, преимущественно, гладкие, основные цвета: голубой, жёлтый, зелёный, розовый с белым.

Постепенно классицизм переродился в ампир. Для ампира свойственны монументальность, массивные портики, фасады украшались военными эмблемами (лавровые венки, воинские доспехи, орлы и т. п.) — всё это было позаимствовано у римской архитектуры. Так же ампир обратился к культуре Древнего Египта и перенял у её архитектуры массивные геометрические объёмы, типичный египетский орнамент, стилизованных сфинксов и пр.


В противовес ампиру и параллельно ему развивается и, так называемый, романтический стиль. Иначе его можно назвать кантри. Для него характерны экологичность (преимущественно натуральные материалы), народность, простота. Это очень комфортный и уютный (домашний) стиль, наполненный предметами народного быта, такими как сундуки и плетёная мебель.

К концу XIX началу XX века мир и архитектура в нём претерпевают большие изменения. С одной стороны архитектура тяготеет к эклектизму (смешению всех стилей, которые существовали на тот момент), с другой — появляются новые, подчас, революционные стили и направления, которые получили общее название «современная архитектура».

Эволюция или революция?

Первым направлением, открывшим новую веху в архитектуре, стал модерн. Отныне здания проектируются «изнутри наружу». Главным становится приоритет пользы и функциональности (не в ущерб красоте!). Модерн проявляет интерес к новым технологиям и материалам, пытается объединить художественную и утилитарную функции. Возвращаются плавные изогнутые линии, стрельчатые окна, колонны, витражи, мозаика, фреска.... Появляется возможность проектировать здания с большой площадью остекления, что придаёт им лёгкость и хрупкость. Наиболее известным представителем стиля модерн в архитектуре, конечно, является А. Гауди.


Для северного модерна (или ещё скандинавского, финского) характерно сочетание натуральных и искусственных материалов в отделке фасадов здания. Цоколь, как правило, облицован гранитом (или грубо обработанным, или гладко тёсаным, со скульптурой). Фасад верхних этажей покрыт фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. Часто в элементы отделки стен введены орнаменты, кроме того, используется майолика (цветная керамическая плитка).

- В Санкт-Петербурге и Ленинградской области самой большой популярностью пользуются коттеджи северно-европейского стиля,- считает архитектор Руслан Арбузов.— В них проживает примерно шестая часть владельцев загородной недвижимости. К этой же категории отнесены коттеджи в скандинавском и баварском стиле. Немного уступает по популярности стиль модерн.

С середины 20-х годов ХХ века появляется новое современное архитектурное течение, которое получило название «функционализма» или «конструктивизма». Его появление навсегда изменило облик наших городов и до сих пор имеет сильнейшее влияние на архитектуру и проектирование домов. Форма такого дома «определяется функцией». Преимущественно такие дома имеют прямоугольную, кубическую форму.

Ле Корбюзье так сформировал основные постулаты функционализма: прежде всего дом должен отрываться от грунта, т. е. строиться на столбах-опорах (полностью или частично), чтобы можно было использовать пространство под зданием под общественные нужды. У дома должна быть плоская крыша-терраса, на которой можно разбить газон, сад. Гладкий фасад, преимущественно серого, белого, жёлтого цветов. Вместо отдельных окон используется ленточное остекление для лучшего освещения помещений. Ну и свободная планировка внутреннего пространства. Главным отныне можно было сделать любое помещение (хоть спальню, хоть ванную комнату), результатом этого стало почти повсеместное перемещение кухни и столовой в гостиную. Внешний облик здания, стал результатом интерьера.

Более гибким, нежели функционализм, творческим и обладающим наибольшим потенциалом для загородного строительства на сегодняшний день является органическая архитектура Ф. Л. Райта. Дом, выстроенный согласно органической архитектуре, должен максимально гармонично вписываться в окружающий ландшафт, быть уникальным и полностью соответствовать образу жизни владельца. Дом возводят как из традиционных материалов, так и железобетона. Крыши чаще всего делают плоскими, далеко свисающими и на разных уровнях, и используют как террасы. Внутреннее пространство дома делится на общую и частную (интимную) зоны. Общая зона подразумевает свободную планировку: холл перетекает в гостиную, гостиная — в столовую и т. д. Интимная же часть служит для уединения и отгораживается глухими стенами. Кроме того, часто внутреннее пространство дома переходит во внешнее при помощи стеклянных стен и дверей, ведущих на открытую террасу или в сад.

На основе органической архитектуры сформировался и так называемый регионализм. Для него свойственен поиск гармоничного сочетания дома с ландшафтом, историческим наследием и природными условиями. Также этот стиль отражает архитектурные особенности в строении домов других стран и культур — это могут быть американский, английский, немецкий, испанский, средиземноморский, французский, японский, китайский, мавританский, альпийский (шале), финский стили...

В последние десятилетия ХХ века возник и стал активно развиваться так называемый стиль хай-тек или стиль высоких технологий. Его отличает аккуратность и утончённость, правда «технотронного» характера. Много стекла, металла (преимущественно алюминия), блестящих, глянцевых поверхностей, элементов инженерного оборудования, которые выставлены напоказ и представляют собой главный декораторский приём. Для архитектуры свойственны прямые линии, простые формы.

- Каждый заказчик индивидуален и архитектор должен предлагать именно то, что ему подойдёт,- говорит архитектор Александра Баранова. -Можно выделить основные тенденции в загородном домостроении. По сравнению с предыдущими годами, люди стали отказываться от нарочито декоративных элементов. В основном, предпочитают так называемую современную классику, это стиль тех, кто смотрит в будущее и не поддаётся на модные тенденции и разрекламированные новинки. Стиль строг и удобен, хотя диктует некоторые свои условия для загородного образа жизни. Затем идет так называемый европейский стиль и английская классика.

Очень популярными становятся коттеджи из бруса и дерева. В таком доме не понадобится ни вентиляция ни кондиционеры, воздух будет всегда свеж и приятен. Недаром 90 процентов финнов стараются переехать в деревянные дома. И у нас есть такая тенденция. Что касается любимого архитекторами стиля хай-тек, то он, к сожалению, у нас не приживается.

Экзотика и авангард

Деконструктивизм и бионическая архитектура, био-тек, и формализм, метаболизм — в данный момент такие дома наименее популярны, поскольку уж слишком «там» всё необычно, и не каждый отважится, жить в подобных концептуальных и «сложных», хотя и, безусловно, интересных интерьерах.

Наиболее известным из вышеперечисленных стилей, является деконструктивизм. Он ломает привычные стереотипы о целостности и красоте, архитектура такого здания имеет неожиданно изломленные формы и линии, оно как будто теряет равновесие. Жить в таком доме не очень уютно (во всяком случае обычному человеку, имеющему стандартные и общепринятые представления о гармонии и красоте), и кроме того, не очень полезно для психического здоровья (в домах, наиболее ярко демонстрирующих это направление).

По сравнению с деконструктивизмом, бионическая архитектура — сама «безобидность» и «доброта». Форма здания не так важна, главное, она должна быть раскрыта благоприятным природно-климатическим условиям. В строительстве активно используются солнечные батареи, теплицы, экологические местные материалы (дерево, солома, камыш, глина, грунт). Человек и природа должны находиться в гармонии и быть «полезными» друг другу. Главный принцип: «не навреди».

Био-тек (противоположность хай-теку) — находится в процессе становления. Он избегает прямых линий и стремится к копированию природных форм (яйца, цветка...).

В формализме пластика, форма, структура и эстетика дома подчинены некоторой идее, схеме, образу. В итоге, возникают: дом-башня, дом-пирамида, дом-птица, дом-корабль...). Предпочтение отдаётся современным материалам.

Метаболизм (от греч., «превращение», «изменение») возник в Японии, он даёт «возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир». Ещё одним признаком метаболизма является ячеистость, модульность.

«Универсальный солдат»

Если после всего прочитанного, вы окончательно запутались, то на помощь придёт архитектурное направление, под названием «постмодернизм». Оно берёт лучшие черты каждого из стилей и синтезирует в неповторимые, функциональные и уникальные дома. Главным принципом постмодернизма является демократичность архитектуры, уважение к личности, партнерство и сотворчество архитектора с владельцем дома.

Архитектурный постмодернизм изначально эклектичен, используя приёмы, мотивы, элементы недавнего и далёкого прошлого. Кроме того, он возрождает симметрию, перспективу, пропорциональность, свободно обращается с любыми видами декора (облицовкой, росписью, орнаментом, декоративной кладкой, орнаментом, мозаикой).

В эпоху всеобщей интеграции, пожалуй, только плюрализм и высокая эклектика позволяют выйти за рамки шаблона и создать, по-настоящему, уютный, родной, свой Дом.

От теории к практике

Вооружившись необходимыми знаниями и сформировав своё представление об идеальном доме, вы можете разговаривать с архитектором на одном языке. Однако прислушайтесь к нему, не пренебрегайте мнением профессионала, поскольку не всегда наши задумки воплотимы в жизнь, уж слишком многое в возведении дома зависит от размера, рельефа участка и качества грунта.

После городской квартиры хочется почувствовать себя на лоне природы, в уютном доме с выходом в сад, парк или огород. В принципе, для уюта не так важно, сколько денег вы на это затратите. Главное — это атмосфера уюта и загородной жизни. Ведь именно её вам и продают архитекторы и дизайнеры, они создают её для вас.

-Если вы выбираете из уже готовых каталогов проектов, то советую вам обратить внимание на планировку, попробовать представить себя внутри дома, почувствовать его,— советует архитектор Александра Баранова.— Решить, что для вас будет важнее: просторная гостиная или большее количество отдельных комнат. Удачны варианты планировки, когда кухня совмещена с гостиной и холлом. Как правило, нам всегда не хватает гардеробных комнат или каких-то подсобных помещений. Хорошо, если такое будет предусмотрено в вашей планировке. Даже маленькая кладовочка, расположенная, например, под лестницей станет для хозяйки хорошим подспорьем. Если семья большая, то лучше чтобы было несколько санузлов. Допустим, если дом двухэтажный, то один санузел располагается на первом этаже, где-нибудь рядом с кухней, а второй — в зоне спален. Это очень удобно, если есть отдельный санузел с входом из родительской спальни. В крайнем случае, можно один санузел разделить на два — получится простое и удобное решение.

Текст: Ксения Кидяева
Консультанты: архитекторы Александра Баранова, Руслан Арбузов
Фото: ООО «Строительная компания «Хепри»

«Загородное строительство» № 6 (46), июнь 2009 г.

Похожие статьи: