Дом для романтиков в готическом стиле

Дом в готическом стилеГотика — уникальный архитектурный стиль, органично соединивший в пространстве материальную конструкцию здания с абстрактной философской идеей. На протяжении нескольких веков готика восхищает одних и беспощадно порицается другими. Но интерес к ней остаётся, потому что тайна — притягательна, а настоящим архитектурным шедеврам хочется подражать.

Архитектура готики зародилась в XII веке во Франции, а точнее — в провинции Иль-де-Франс, где под руководством аббата Сугерия, одного из самых образованных людей своего времени, в монастыре Сен-Дени была построена церковь с абсолютно новой конструкцией свода.

Именно Франции мировая архитектура обязана такими шедеврами, как знаменитый собор Парижской Богоматери — самый грандиозный памятник ранней готики, который и поныне остаётся символом французской столицы. Не случайно Нотр-Дам де Пари был избран для коронации императором Наполеоном Бонапартом. Не менее впечатляющи соборы в Амьене, Шартре и Реймсе. Последний особенно знаменит своими скульптурами, коронациями французских королей и исторической связью с Жанной д'Арк. Жемчужиной высокой готики называют собор Сен-Шапель в Париже и настоящим заповедником готического искусства — городок Мон-Сен-Мишель в Нормандии.

Из Франции готика распространилась в Европу: сначала на север — в Германию, Англию, Австрию; затем на юг — в Испанию, Италию, на острова Средиземного моря; гораздо позже — в Восточную Европу. Исторически сменив романскую архитектуру, три века готика торжествовала на территориях, где господствовала католическая церковь. И лишь Италии она коснулась «вскользь» и быстро уступила место Ренессансу.

Каждая страна привносила в готическую архитектуру свои национальные черты. Готические постройки Восточной Европы обрели лаконичные и суровые крепостные формы. Простота объёмов невысоких английских церквей сполна компенсировалась богатством и сложностью декора. На севере Германии из-за недостатка строительного камня получила развитие кирпичная готика — с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича. В Италии стрельчатые готические арки и остроконечные башни сочетались с объёмными, стройными стенами и мраморной облицовкой фасадов, свойственных романской архитектуре.

Кстати, именно итальянцам готический стиль обязан своим названием. Есть предположение, что слово «готика» (gotico — непривычный, варварский) впервые употребил Рафаэль в докладе папе римскому в качестве синонима примитивной, «варварской» архитектуры. В эпоху Возрождения всё средневековое искусство считалось «варварским», не соответствующим идеалам, воплотившимся в искусстве Ренессанса. Понятие «готика» в его современном смысле применил в середине XVI века итальянский архитектор Джорджио Вазари, отделив эпоху Ренессанса от средневековья цельным, самодостаточным стилем. Сами же французы ещё в XII веке дали новому стилю более точное название — «style ogivat» (стиль стрельчатый).

Дом в готическом стилеМистика света, цвета и формы

К свету у архитекторов готики — особое отношение. Вместе с лёгкой, воздушной конструкцией, бесконечными ажурными сводами, уносящимися ввысь пучками колонн, разноцветные лучи света окончательно растворяют материальность в пространстве — они заполняют собор таким образом, что становится невозможным определить реальные масштабы постройки.

Не только свет, но и цвет имел для искусства готики особенное значение. Главный цвет готики — фиолетовый — цвет молитвы и мистических устремлений души, соединение красного цвета крови и синевы неба.

Не менее таинственны скульптурные образы, наполняющие готический собор. В их формах присутствует особенный изгиб, получивший название «готической кривой». По сравнению с застывшими романскими изваяниями, готические статуи подвижны и одухотворены, они как будто общаются друг с другом и со зрителем и совсем не зависят от плоскости стены.

На создание особого, ирреального пространства работал и основной принцип формообразования в готике — принцип миниатюризации, уподобления форм, повторения элементов в разных масштабах. Бесчисленные башни и башенки готической постройки, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. В такой композиции исчезают привычные ориентиры, теряется способность определения расстояний и величин. В готическом искусстве это явление называют «романтикой масштаба». Формы, сложившиеся в архитектуре,— колонны, арки, башни, балюстрады — в уменьшенном масштабе стали элементами декора мебели, изделий из металла и дерева. Соборы и замки в миниатюре полностью воспроизводились в готических реликвариях и каминах.

Дом в готическом стилеИстория продолжается

Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Города окружались мощными стенами с украшенными резьбой проездными башнями; главные городские площади обстраивались домами с аркадами; на площадях возводились ратуши с башнями и открытыми галереями. В общественных зданиях и особняках богатых горожан создавались большие и просторные сводчатые залы, прорезались высокие стрельчатые окна, а над парадным входом размещался непременный атрибут французской готики — круглое ажурное окно в виде готической розы.

Замки королей и феодалов превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством: ковры — на каменных полах, гобелены и шпалеры — на стенах, позолоченная лепнина — на потолке. Настенные драпировки и балдахины выполнялись из дорогих материй и расшивались золотом и серебром. Центральной частью интерьера стали внушительные камины, нередко имеющие облик архитектурного сооружения. И везде присутствовала тонкая резьба — по камню, по дереву, по металлу.

Но в XV веке архитектура готики стала чрезмерно декоративной. За вычурными украшениями, в изобилии покрывающими остов зданий, окончательно потерялась сама конструкция. Пышная роскошь декора, весьма эффектная сама по себе, уже не сливалась в единое целое с архитектурой постройки. Художественный образ, положенный в основу готической архитектуры, оказался разрушен. Готика отошла от своего совершенства и уступила место другим архитектурным стилям.

Однако на этом история готики не закончилась. Она возродилась в середине XVIII века, на общей волне так называемых неостилей, и получила название «неоготика» (или «псевдоготика»). В новом историческом контексте готика привлекала своей романтичностью. Готические своды, шпили, орнаменты, витражи, стрельчатые окна превратились в набор декоративных приемов, с помощью которых создавалась романтическая атмосфера «рыцарских времён». Именно в это время, в своей новой интерпретации, готическая архитектура проникла в Россию.

«Русская готика»

Первые здания в этом стиле — Чесменский дворец и Чесменская церковь (1774-1780гг.), построенные в Петербурге по проекту архитектора Юрия Фельтена,— лишь отдалённо напоминают западноевропейское средневековье, настолько условна в них стилизация под готику. Настоящая мода на готику охватила Россию в 20-40-х годах XIX столетия, когда на волне романтизма в литературе проявился повышенный интерес к «рыцарскому роману», в философии — к мистике и эзотерике, в архитектуре — к возрождению старинных традиций.

Самым ярким памятником «русской готики» является дворцово-парковый ансамбль Царицыно (был заложен в 1776 г. по повелению Екатерины II) — единственный в Европе дворцовый комплекс XVIII века, созданный в псевдоготическом стиле. Готику для своей подмосковной резиденции выбрала сама императрица, поручив строительство архитектору Василию Баженову. В баженовский ансамбль вошли Оперный и Хлебный дома, Малый дворец, Кавалерские корпуса, несколько мостов и арок. В их строительстве мастер умело сочетал средневековую европейскую архитектуру с русским национальным зодчеством. Богатый готический декор он положил в основу «московского барокко», избрав в качестве строительных материалов красный кирпич и белый камень. Сам архитектор определял свой стиль как «нежная готика». Тот же стиль старался сохранить и Матвей Казаков, который позже построил в Царицыно Большой дворец, напоминающий готический замок. Царицынский ансамбль нередко называют «театром архитектуры» за эффектную композицию и необычное оформление зданий, похожих на декорацию для сказочного спектакля, за несоответствие внешнего облика зданий их предназначению (нередко под видом дворца скрывалась обычная хозяйственная постройка).

Готика импонировала и вкусам императора Николая I, который решил преобразить свою летнюю резиденцию в Петергофе «в готическом вкусе». В 1829 году в парке Александрия, на восточной окраине Петергофа, появились небольшой двухэтажный дворец Коттедж со стрельчатыми аркадами и Ферма, позднее перестроенная в Фермерский дворец (архитектор Адам Менелас). Интересной стилизацией «под готику» стала Готическая капелла — церковь святого Александра Невского, со стрельчатыми порталами, окнами-розами и башнями со шпилями, увенчанными православными крестами. Композиция иконостаса церкви вписана в стрельчатые арки, а традиционную настенную живопись заменяют витражи.

В 1840–1850 гг. в Петергофе появилось ещё несколько «готических» построек — Главные императорские конюшни, здания почты и вокзала. Архитектору Николаю Бенуа пришлось проявить незаурядное мастерство, чтобы, согласно пожеланиям Николая I, облечь в готические формы здания утилитарно-прозаического назначения. С той поры готика стала восприниматься как своеобразный стилистический знак николаевского Петергофа.

Появление в русской архитектуре ансамбля в Царицыно дало толчок к созданию романтических стилизаций под готику по всей европейской части Российской империи. К середине XIX века в архитектуре загородных усадеб наблюдался настоящий расцвет стилизаторской неоготики. Увлечение этим стилем в обустройстве «дворянских гнезд» было не только модой, но и желанием русской аристократии подчеркнуть свой особый статус, древность и знатность рода.

Неоготика в России развивалась в рамках эклектики и органично вписывалась в модерн. И всё же она оказалась очень далека от своего исторического прототипа — по общим композиционным особенностям, по своему масштабному и пропорциональному строю, по самому содержанию архитектурных образов. Здания XIX века имели иное назначение и были связаны с художественными требованиями эпохи, весьма отдаленной от «рыцарских времен». Стремление архитекторов XIX века к более точному воспроизведению средневековых образцов только усилило это противоречие. Постепенно они утратили свободу стилизации и вдохновенный полет фантазии, свойственные первым русским романтикам неостиля. Их постройки стали холодными и сухими, лишёнными оттенка национальной самобытности. На рубеже столетий романтизм ослабил свои позиции — время требовало от архитектуры более практичных решений.

Эксклюзивное жильё

Интерес к неоготике возобновился в России в конце XX века. В окрестностях больших городов вновь стали строиться «замки», поражающие своим «величием» и неприступностью. Их владельцы демонстрировали окружению своё превосходство и материальное благополучие, а авторы проектов — полное отсутствие художественного вкуса. Но, по оценкам специалистов, эти «замки» были построены так основательно, что через несколько десятков лет могут вызвать интерес у туристов — как архитектурное воплощение эпохи «новых русских».

Для реабилитации стиля в отечественном домостроении понадобилось ещё полтора десятка лет. Источниками вдохновения для российских архитекторов и дизайнеров интерьеров стали не исторические образцы европейских средневековых замков, а шедевры русской неоготики, как, например, «Собственная Её Величества дача Александрия».

Сегодня загородные дома в стиле готики — формат исключительно эксклюзивного жилья. Самые удачные из них органично вписываются в ландшафт, в них «форма» не вступает в конфликт с «содержанием». Традиционные для готики высокие крыши, стрельчатые арки и окна, многоцветные витражи гармонично соседствуют с отделкой, имитирующей натуральный камень, и другими «продуктами» современных технологий. Эти дома не имеют ничего общего с мрачными средневековыми замками. Они наполнены светом и неуёмным духом романтики. Они созданы для жизни.

Текст: Наталья Вертилецкая

«Загородное строительство» № 2–3 (42-43)

Похожие статьи: