«АрхМосква» – последние тенденции

Где узнать о последних тенденциях в сфере загородного строительства, как не на архитектурной выставке, где представлены лучшие проекты будущих и нынешних звёзд от Архитектуры. Одним из крупнейших событий в мире архитектуры, строительства и дизайна стала выставка «АрхМосква-2009».

Отличительной особенностью выставки этого года стала её направленность в будущее (отсюда и название «АрхМосква Next!»), сотрудничество зрелого поколения архитекторов, состоявшихся и именитых, образно говоря «наше достояние и опыт» с нынешними студентами, молодыми архитекторами, жаждущими сказать «новое слово», изменить мир, стать заметными и знаменитыми. Таких, стремящихся к творческой реализации на «АрхМоскве», было немало. В актовом зале можно было послушать лекции именитых архитекторов из России, Италии, Испании, Франции, Британии, Дании и других стран.

Обзорная «экскурсия» по выставке

— Наиболее запоминающаяся лекция была прочитана Моше Сафди, легендарным архитектором американо-канадо-израильского происхождения с чётко выраженным мировоззрением и отношением к природе как к уникальному организму,— рассказывает посетитель выставки, архитектор Александра Баранова.— Называлась она «Город и человек — масштаб, природа, контекст». Он видит искуснейшие архитектурные формы в увеличенных в 100 раз крыльях бабочки, паутинках, колышущихся на ветру. Создаёт новейшие строительные конструкции на основе строения крыла птицы. И все эти материалы он показывал и щедро делился информацией. Именно он в 1967 году выставил проект знаменитого жилого комплекса Дом «Хабитэт — 67» на Всемирной выставке в Монреале, он же является автором мемориального музея «Яд Вашем» в Иерусалиме. Сафди считает, что архитектура должна отвечать своей функции, поэтому форма не должна быть «капризной».

Интересными были лекции от Института Внешней Торговли Италии Беньямино Сервино, Данте О Бенни, Паоло Дизидери, Массимо Кармасси. Итальянцы удивили слушателей своими реставрационными находками, ведь, как известно, Итальянская школа реставрации одна из самых сильных в мире. Поразили внимательным отношением к памятнику, именно к исторической его части. Итальянские реставраторы стараются сохранить, законсервировать её (историю) в том состоянии, в котором она есть к настоящему моменту. В России, конечно, другой подход — у нас восстанавливают памятники к какому-то определённому времени, дате, стирая пыль других временных наслоений.

Фото Александры БарановойЗагородное строительство — настоящее и будущее

Коттеджное строительство было представлено несколькими архитектурными группами. Интересный проект под названием «Город одиноких холостяков» продемонстрировала самарская школа Сергея Малахова и Евгения Репина, а работали над ним студенты третьего курса. Вдохновением для них послужили советские дачи и их самобытная культура. Эдакий взгляд в прошлое. Это концептуальный, даже философский проект, насыщенный метафорами. Например такими, как железная дорога, проходящая вдоль «деревни-города», но без поезда. Или парк — без зелени, белый, наполненный символами советского прошлого.

Любопытный проект был представлен студентами архитектурных вузов Дании («Ectopedia — Walk the Talk»). Экспозиция представляет собой один большой макет в масштабе 1: 100, на котором представлены дома разных архитекторов. Тут был и дом -обзорная площадка, врезанная в холм, и мобильный деревянный блок-контейнер, предназначенный для работы на выезде, на природе, и множество других не менее интересных проектов. Как правило, это небольшие коттеджи, в 2–3 этажа, подчёркнуто вертикальной или горизонтальной (распластанной) композиции, популярно сочетание разновеликих геометрических объёмов, каждый из которых имеет определённое функциональное значение. Некоторые окрашены в разные цвета, чтобы подчеркнуть то, что дом — единая композиция, но состоящая из разных частей. Это одна из сложнейших задач: спроектировать такой дом, ведь при подчёркнутой отдельности каждой функциональной группы он должен представлять цельную композицию.

Фото Александры БарановойОсновной материал, используемый в проекте датчан — дерево. Они показали, что сегодня по-прежнему очень популярны деревянные конструкции, деревянная облицовка фасадов. Участок для проекта был выбран с небольшим рельефом (что, в принципе, характерно, в том числе и для Ленинградской области).

В этом аспекте следует отметить, что многие дома были поставлены на колонны, с целью освободить от застройки сам участок под домом. А в некоторых проектах даже специально были посажены сады под домом, чтобы подчеркнуть это решение.

Крыши, в основном, плоские, с возможностью выхода на кровлю. Что касается внутренней планировки домов, то она, как правило, свободная — с несущими стенами по периметру дома или с несущей сеткой колонн. Большое внимание уделено зоне гостиной, которая соединена с кухней, домашним кинотеатром и террасой с выходом к бассейну. В общем, в этом проекте наиболее ярко выражены принципы архитектуры Ле Корбюзье — большое остекление, дома на колоннах, плоские кровли, сад на крыше, свободная планировка.

Увлечены архитекторы и бионикой. Дома, представленные в этом архитектурном стиле, ярко выделялись плоскими, словно текущими крышами, невысокими, как правило, одноэтажными объёмами, которые группами компонуются в пространстве сада. Так и хочется выйти из такого дома на террасу, на свежий воздух и выпить чашечку кофе, полюбоваться на сад. Тем более, что такая возможность представляется из каждой комнаты, даже из ванной.

Фото Александры БарановойВсё новое — хорошо забытое старое

Состоявшаяся демонстрация проектов загородного домостроения показала, что последние тенденции, которым следуют современные архитекторы и дизайнеры, это переосмысление и обращение к художественному и архитектурному наследию ХХ века. Как говорится: «Всё новое — это хорошо забытое старое».

Что касается фасадов, то — это ярчайшее выражение принципов архитектуры так называемой Художественной группы «Стиль», возглавляемой голландским художником Питом Мондрианом, образованной аж в 1917 году! Для его картин, а сегодня для фасадов домов, характерны сочетания прямоугольников и линий, чистые геометрические формы и три основных цвета: красный, жёлтый и синий, к которым добавлены белый, серый, чёрный.

Такие постройки — это, прежде всего, пластический образ, как бы вздымающийся над землёй, сочетающий прямоугольные графические объёмы, навесные стены. Даже трубы дымоходов представляют собой геометрические композиции. Стены либо облицованы натуральными материалами, либо оштукатурены и окрашены в разные цвета. Такие дома — яркие и эмоциональные — необычны и очень интересны, а потому привлекательны.

Еще в 1936 году архитектор Ф. Л. Райт поддался влиянию группы «Стиль» и создал свой знаменитый «Дом над водопадом» в Бэар-Ране (Пенсильвания), в котором благодаря пересечению прямоугольных объёмов под прямым углом достигается равновесие всей композиции. Сегодня обращается к наследию Пита Мондриана студент из МАРХи, именно в его проекте принципы голландского художника выражены наиболее ярко — на фасаде его дома можно увидеть всю палитру цветов радуги!

На выставке заметно прослеживается тенденция обращения архитекторов к заповедям великого Ле Корбюзье. Все пять принципов его архитектуры отчётливо читаются в основных принципах современного загородного строительства. Во-первых, дома отрываются от грунта (полностью или частично), каждый архитектор подводит под это свою идею. Кому-то нравится легковесность такого строения на сваях, кто-то использует сэкономленное пространство, например разбивает сад, а кто-то не хочет нарушать естественный ландшафт из деликатности и любви к природе, из гуманных соображений. Плоская крыша-терраса — это безусловный хит, с садом или без него, но удобство и плюсы такой кровли оценены по достоинству. Кроме того, гладкий минималистичный фасад, большая площадь остекления и свободная планировка внутреннего пространства. Одним словом, функционализм по-прежнему «всему голова» и без него никуда.

Фото Александры БарановойСамой молодой тенденцией из вышеперечисленных является увлечение архитекторов бионикой. Всего три десятилетия и огромные перспективы этого направления вызывают уважение. Самыми знаменитыми строениями в бионическом стиле являются: дом «Кипарис» в Шанхае, Сиднейская опера в Австралии, постройки и проекты Захи Хадид, «Дом Дельфин» Бориса Левинзона в Санкт-Петербурге... Для бионики характерны поиск необычных, пластичных природных архитектурных форм, не обязательно симметричных, но обязательно гармоничных, навивающих ассоциации, обращённых к памяти и воображению. Стены похожи на живой организм, они как бы дышат. Характерно использование строительных материалов, позаимствованных у живой природы, а так же энергии солнца, ветра, космических лучей. Вот оно — единство живой природы и архитектуры.

Поэтому главной последней тенденцией в архитектуре, строительстве и дизайне является экологичность и гуманизм, стремление внедрить мир живой природы в жилище человека, создать единое пространство, комфортное как для Человека, так и для Природы. Так архитектура выбрала курс на сближение — и это правильно.

Текст: Ксения Кидяева

Консультант: Александра Баранова, архитектор

«Загородное строительство» № 7–8, июль-август 2009 г.

Похожие статьи: