Сам себе технадзор. О правах потребителей

Продолжаем разговор о правильном подходе к строительству и обустройству загородного дома. Даже если вы выбрали хороший проект, нашли надёжных подрядчиков и заключили с ними грамотно составленный договор со всеми необходимыми приложениями, гарантированно получить желаемый результат вы сможете только при условии постоянного контроля.

На профессиональном языке строителей такой контроль называется техническим надзором. Конечно, для этого неплохо было бы пригласить специалистов – независимых инженеров по технадзору, но если вы считаете это непосильным для собственного бюджета, то на время строительства вам придётся взять эти обязанности на себя. Осуществление контроля необходимо начать с первых же минут после подписания договора подряда.

«Волшебные» слова для строителей

Сразу же предупредите подрядчиков, что вы будете регулярно и требовательно осуществлять технический надзор. Поверьте, одно слово «технадзор» на любого строителя оказывает дисциплинирующее воздействие. Ещё можно добавить, что им (строителям) кроме чёткого соблюдения договорных, сметных и проектных условий придётся все работы на вашей стройке выполнять по ГОСТам и СНИПам (строительным нормам и правилам).

Все нормативные документы можно без труда найти в Интернете. Даже если вы просто просмотрите их и запомните ключевые слова, термины и определения, это позволит вам вести разговор со строителями на достаточно профессиональном уровне. К сожалению, на практике заказчики обращаются к нормативной документации уже в крайних, конфликтных ситуациях (при выявлении брака в строительстве). Поверьте, лучше запастись знаниями основных СНИПов и ГОСТов заранее, чтобы избежать тех самых крайних ситуаций.

Совет

Для самостоятельного осуществления контроля полезно будет изучить следующие документы:
— СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»;
— ГОСТ 26433.0–85 «Система обеспечения точности; геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений»;
— СНиП 11-25-80 «Деревянные конструкции»;
— СНиП 3.04.01- 87 «Изоляционные и отделочные покрытия»;
— СНиП 2.03.13–88 «Полы»;
-СНиП 3.04.03–85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии»;
— ГОСТ 20850–84 «Конструкции деревянные клееные. Общие технические условия».

Ещё до начала строительства постарайтесь расставить все точки над «I» с вашими подрядчиками. Заведите специальный журнал контроля, в котором вы и ваш прораб будете фиксировать основные этапы строительства и приёмку отдельных видов работ (особенно скрытых), а также всех поставляемых стройматериалов. Обязательно предупредите прораба о необходимости соблюдать данное правило.

Порядок во всём

С первых дней строительства вам придётся взять за правило как минимум дважды в неделю посещать стройку, а время от времени внепланово проводить приёмку материалов и скрытых работ. Не стесняйтесь обо всём расспрашивать строителей. Главное для вас – качество материалов и работ, а сроки строительства обычно всё равно затягиваются.

При первом же появлении подозрений на брак останавливайте работы. Вызывайте прораба или главного инженера. Как правило, все возникающие сомнения в качестве работ имеют под собой реальную почву. Требуйте разъяснений и устранения брака сразу же при его обнаружении, а не потом. Пусть вы потеряете во времени, но не в качестве. И не беда, если ваши подозрения окажутся необоснованными – в этом случае можно будет извиниться и поблагодарить строителей за хорошую работу.

Одна из основных задач технадзора – вовремя выявить недостатки и устранить их с минимальными потерями для всех. Тем же строителям проще исправить свои ошибки на ранней стадии обнаружения, и на это они идут обычно без судебных решений. Все нарушения, даже быстро устранённые, фиксируйте в журнале, с уведомлением и росписью представителей подрядчика.

Если путём переговоров решить проблему не удалось – останавливайте стройку и вызывайте независимых экспертов. К сожалению, иногда только суд может заставить нерадивых строителей исправить брак. И опять же, даже в судебном порядке лучше решать проблему на ранних стадиях. В общении со строителями иногда полезно ставить себя на их место. Посудите сами: гораздо легче заставить себя заново выполнить небольшой объём работ, чем сломать уже возведённый дом и построить новый. Будьте принципиальны и требовательны, запаситесь терпением на весь период строительства, и результатом станет хороший надёжный дом. И ещё одно правило инженера технадзора – всё фотографируйте. Это позволит вам не только запастись необходимыми аргументами для решения возможных споров со строителями (в том числе и в суде), но и создать замечательную «летопись» строительства собственного дома – для себя, своих детей и внуков.

Приёмка работ

Ну вот, очередной процесс строительства завершён. Вы справились с задачей осуществления контроля. Остался последний штрих для заказчика и инженера технадзора в одном лице – подписать Акт о выполнении работ. Ни в коем случае не принимайте работы без полной уверенности в их качестве и объёме! Не соглашайтесь на «доделки» после подписания документов – про них строители, как правило, забывают.

Возможно, читателям всё это покажется утомительным. Согласен. Как инженер технадзора могу сказать вам, что осуществление контроля – очень непростая работа. День ото дня требовать от строителей исполнения их обязанностей и перепроверять всё это по нескольку раз – монотонно и утомительно. И лишь в конце этого долгого пути при виде качественного результата строительства получаешь долгожданную радость от своего труда. И строители, несмотря ни на что, тоже будут довольны тем, что работа выполнена без больших переделок и оплачена.

Права потребителей

Можно праздновать новоселье. И не забудьте – начинается гарантийный срок на ваш дом, в течение которого вы можете совершать действия, описанные в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Глава III: «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)», Статья 29: «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)»:
«1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
— соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
— возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) могут сопровождаться требованием об уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги).
Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги)».

Текст: Александр Исаковский, инженер-эксперт

«Загородное строительство», № 7 (35), 2008 г.

 

Похожие статьи: