Общедоступный кадастровый учет

С 1 марта 2008 года вступил в силу Закон
«О Государственном кадастре недвижимости». Какие нововведения последуют за этим?

Закон о кадастровом учетеПрежде чем давать какие-либо комментарии к Закону «О Государственном кадастре недвижимости», вспомним о «Дачной амнистии», которая развеяла иллюзии владельцев дачных и садовых участков об упрощении процедуры оформления и регистрации собственности. Хотя, надо отдать должное этому закону, он всё же принёс некоторое облегчение небольшой категории граждан: индивидуальные застройщики получили возможность до 2010 года оформить права на свои жилые дома по упрощённой схеме, без предоставления проектной документации. А садоводы (члены садоводческих некоммерческих товариществ, сокращённо СНТ), имеющие документы, подтверждающие их право собственности на земельные участки (свидетельство на право собственности старого образца), могут оформить кадастровый план земельного участка без проведения натурных (на местности) землеустроительных работ по уточнению границ земельного участка. На садовые дома можно оформить право собственности, заполнив декларацию в Регистрационной палате. Но при этом собственники рискуют в дальнейшем – при продаже, передаче по наследству, дарении – получить проблемы в виде споров о границах с владельцами соседних участков.

По нашему мнению, Закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, даёт гражданам немного больше возможностей при самостоятельном оформлении документов для регистрации прав собственности на земельные участки, недвижимость и для совершения сделок с ними.

Информация предоставляется всем

В чём это выражается? По новому закону информация о кадастровом учёте земель и недвижимости становится доступной для всех граждан, так как кадастровый учёт теперь основывается на принципах общедоступности и непрерывности актуализации (постоянного обновления сведений). После вступления в силу этого нормативного акта любой гражданин Российской Федерации может получить информацию об интересующей его недвижимости (земельном участке, строениях, коммуникациях и т. д.), кроме тех сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Очевидно, такие меры приняты с целью уменьшения случаев мошенничества на рынке недвижимости. Следовательно, необходимо внимательно читать закон, чтобы не обращаться за теми сведениями, в предоставлении которых заведомо будет отказано. Также необходимо понимать, что информация предоставляется не бесплатно: согласно главе 2 ст.14 п.11 закона за неё уплачивается государственная пошлина.

Что касается всех остальных положений закона, то они в большей степени регулируют, регламентируют (упорядочивают) и формализуют отношения между государственными кадастровыми структурами и исполнителями кадастровых работ (кадастровыми организациями и инженерами, работающими как индивидуальные предприниматели).

Кадастровым инженером может стать каждый

Читателям, не знакомым с текстом закона, интересно будет узнать, что кадастровым инженером может быть любое физическое лицо, имеющее соответствующий аттестат. Никаких других требований закон не предъявляет. Кадастровый инженер имеет возможность работать самостоятельно и заверять документы личной печатью. Трудно прокомментировать такую ситуацию, так как для подготовки грамотного и профессионального специалиста требуется немало времени.

Организации, занимающиеся землеустроительными работами, обязаны теперь иметь в своём штате не менее двух кадастровых инженеров. Это положение (глава 4 «Кадастровая деятельность», ст. 29) вступает в силу с 1 января 2010 года. До этого момента будет продолжаться переходный период, во время которого кадастровыми инженерами будут считаться только сотрудники организаций, имеющих действующие лицензии.

Кадастровый инженер (сейчас юридическое лицо) обязан заключить с заказчиком договор подряда на выполнение землеустроительных работ, перечень которых подлежит утверждению, и рассчитать их стоимость на основе твёрдой сметы. Надо полагать, что влиять на стоимость работ должно количество услуг, прописанных в договоре. Насколько это будет удобно заказчику и исполнителю – покажет время.

На данный момент можно сказать, что начался тот самый переходный период, о котором сказано в законе, со всеми вытекающими последствиями – трудностями с подачей документов для рассмотрения дел из-за неопробованной методики или не утверждённых окончательно форм документов, недостатка специалистов (государственных служащих в органах кадастрового учёта) и большого объёма поступающей документации.

Текст: Наталья Лукашова, генеральный директор компании «Кадастр-Гео»

«Загородное строительство» № 5 (33), май 2008 г.

Похожие статьи: