Актуальные тенденции топиарного искусства

Современное топиарное искусство

Идея использования зелёных насаждений как материала для свободного моделирования пространства среды практиковалась человечеством со времён Древнего Египта, Персидского царства и Древнего Рима. А письменные упоминания начинаются с 38 г. до н.э. и 14 г. н.э.

Создавая пространство для жизни архитектурой зданий, человек стремился свойства формообразования и принципы дизайна перенести на зелёные насаждения, произвольно меняя форму кроны древесных и кустарниковых пород. От примитивных геометрических форм в прообразах регулярных садов до легендарных садов Семирамиды садоводы тех времён стремились подчинить хаотичное буйство царства растений упорядоченным, подчинённым человеческой логике принципам дизайна окружающей среды.

Уже к началу второго столетия топиарное искусство становится типичным украшением сада состоятельной семьи. Закат же Римской империи соответствовал и некоторому спаду интереса к топиарному искусству во всём мире. Второе дыхание топиар получил уже в Европе, во времена царствования Людовика XIV, известного как «Король-Солнце», и эпохи Возрождения.

Современное топиарное искусствоТопиарное искусство сегодня

В наше время топиар тяготеет к быстрым, прогнозируемым результатам, не типичным для этого традиционного искусства, которое изначально предполагало длительный, многолетний и тщательный уход за растениями. В моду входят каркасные основы для зелёных насаждений, выполняющие формообразующие функции, с помощью которых возможно интерпретировать практически любую идею ландшафтного дизайнера.

Плюс у каркасных конструкций огромный потенциал привлечения внимания зрителей к ландшафтному решению. Там, где в классическом понимании ландшафтного дизайна уже невозможно создать что либо новое – каркасные решения сами по себе подразумевают индивидуальный подход, позволяя превратить ваше садовое пространство в совершенно уникальный личный мир в зависимости от ваших задач, мечтаний и мировоззрения.

Современное топиарное искусствоВозможности топиарного искусства

Исторически сложилось несколько основных направлений топиарного искусства. Это фигурные кроны, живые изгороди, зелёные скульптуры, арки и берсо, топиарные плодовые сады, бонсай. Такой комплекс решений позволяет превратить практически любое озеленённое пространство в ваш личный мир, не идя на какие либо компромиссы с природой. В понятие озеленения с помощью топиара мы вносим понятие архитектуры со всеми вытекающими возможностями переосмысления подхода к дизайну среды.

Современное топиарное искусствоИспользуя приёмы топиарного искусства, мы получаем возможность с помощью ландшафтного дизайна решать целый ряд задач, которые не стояли перед нами ранее. Классический подход к планированию сада, парка, дачного участка заключается в основном в том, что создаётся озеленённое пространство для отдыха, прогулок, впечатлений, спокойного проведения времени в противовес быстрой, насыщенной жизни в городе. Топиарное искусство, беря на себя контролируемую формообразующую функцию, получает возможность решать задачи, стоящие уже за архитектурой, которая, в свою очередь, очень активно отходит от традиционных подходов к строительству и стремится интегрировать в себя зелёные насаждения.

Современное топиарное искусствоЗадачи топиарного искусства

Зелёная архитектура стремится к экологичности, озеленению пространств для существования человека, топиарное искусство стремится к архитектурному осмыслению пространства, нет сомнений, что они должны пересекаться для решения задач, стоящих перед современным обществом. Что может предложить топиарное искусство со своей стороны?

Европейские тенденции в создании среды для существования и деятельности человека ориентированы в направлении «устойчивого развития» – социальному, экономическому и экологическому комплексу задач, которые решаются именно как комплекс, заключающий в себе возможность развития и окупаемости, – то есть в комплексном подходе к архитектуре, ландшафтному дизайну, социальным коммуникациям, дорожному трафику, использованию преимуществ местности, экологических особенностей и многого другого.

Современное топиарное искусствоВ данном контексте топиарное искусство вновь обретает свою актуальность, встраиваясь в эти строительные тенденции. Там, где привычные нам методы озеленения однозначно могут нести лишь экологическую составляющую, и, порой, условно – декоративную функцию, топиарное искусство способно на равных конкурировать и даже превосходить по возможностям дизайна архитектурные строительные решения.

Догоняя архитектуру по значимости в дизайне пространства, топиар сохраняет свой базовый плюс, которого в большинстве своём не имеет архитектура – это растения, а значит – кислород, жизнь, положительные эмоции, близость к природе. Это то, к чему стремится человек, вне зависимости от культурной, расовой, социальной принадлежности, а значит, на это всегда будет спрос. И именно топиарное искусство сможет максимально удовлетворить и эстетические и, одновременно, экологические потребности сообщества в пространстве современной архитектуры.

Современное топиарное искусствоВозврат инвестиций и рекламный ресурс

Во многом уникальность решений городского пространства остаётся очевидной для разрабатывающих его специалистов, в то время как горожане просто пользуются уже сформированным пространством. Привлекающим внимание является архитектурный дизайн – он практически во всех случаях и является лицом места – привлекает к нему внимание социума, выполняя рекламные функции. Но в случае использования топиарного искусства в качестве озеленения пространства, рекламное и привлекающее превосходство архитектуры перестаёт быть очевидным, тем более, если рассматривать процесс в протяжённости времени. Однозначно проигрывая озеленению по стоимости, архитектура так же застывает в сформированном дизайне на века, тогда как озеленение подвержено свободной модификации в зависимости от потребностей, социальных тенденций и текущих задач пространства.

Современное топиарное искусствоПривлечение внимания людей к местам общественного пользования, при грамотном построении бизнес-процессов в комплексе, автоматически ведёт к возврату инвестиций в проектируемое пространство. Топиарное искусство несёт в себе очень мощную социально-рекламную составляющую, что исключительно важно при решении задач о возврате инвестиций, например, при строительстве нового парка или перестроенного в виде социальной городской площадки бывшего завода, что модно сейчас в Европе и начинается в России.

Современное топиарное искусствоВ топиаре традиционное искусство легко переходит в современный термин – ART, а следовательно легко расходится по информационным каналам СМИ и социальным сетям, будучи для них прекрасным информационным поводом.

Перечислим основные плюсы и возможные подходы к пониманию огромного потенциала топиарного искусства в современной среде для жизнедеятельности человека.

Современное топиарное искусствоАрхитектурный подход

Интерпретация зелёных насаждений в качестве больших форм, акцентов в пространстве, диктующих и окружающему пространству и посетителям определённые идеи, заложенные ландшафтным дизайнером. Использование живых изгородей, зелёных стен, арок и берсо, фигурная стрижка крон деревьев и кустарников в совокупности позволяют достичь сильнейшего эстетического воздействия на зрителя.

Скульптурный подход

Создание топиарных форм в стиле «грин-арт» – с использованием каркасного модуля в качестве формообразующего объекта и несущей конструкции для растений. Эта технология практически ничем не ограничивает фантазию разработчиков, позволяя реализовывать самые смелые арт-объекты, нацеленные на решение широкого спектра задач и для самой разнообразной целевой аудитории.

Современное топиарное искусствоМоделирование и интерпретация пространства

Окружающее человека пространство всегда используется под какие-либо задачи – в городе практически нет зон, у которых не было бы каких-то им присущих функций. С помощью «грин-арта» и при необходимости – контейнерного и кадочного озеленения можно быстро и просто до неузнаваемости изменить пространство, сохраняя или интерпретируя его функции под текущие задачи. Например, превратить холл гостиничного комплекса в райский сад для проведения какого-либо мероприятия. Возможность в долговременной перспективе декорировать пространство с помощью зелёных стен, зонировать с помощью живых изгородей, создавать точки притяжения и распределять посетителей по локальным зонам отдыха – всё это эффективно решаемо с помощью топиара.

Современное топиарное искусствоДекорирование пространства

Безусловная декоративная функция топиарного искусства зачастую выступает не как самоцель, а как средство для выполнения каких-либо задач декорируемого пространства, например, как уже было описано выше, – рекламных. Так же, используя заведомую привлекательность зелёных насаждений, интерпретируя форму насаждений под «дух места», можно создавать пространства с минималистичным оформлением, тем не менее сохраняя, а иногда и усиливая дизайнерское впечатление от пространства.

Контролируемый дизайн

В отличие от обычного озеленения – мы контролируем красоту природных элементов практически до сантиметра, диктуя ей направление развития. Это позволяет безболезненно встраивать зелёные растения в практически любой культурный, дизайнерский, архитектурный, социальный, и прочие контексты.

Топиарное искусство сегодня несёт в себе массу эффективных, практических возможностей применения и, в связи с новыми тенденциями в создании среды для существования и жизнедеятельности человека, на принципах «устойчивого развития», имеет огромный потенциал к использованию в современном мире.

Современное топиарное искусствоПрактика

Топиарное искусство в практическом применении начинается с создания эскиза дизайна среды, выбора соответствующей климатической зоне растительности, подбора инструментов и овладения навыками стрижки. Рекомендации по растениям для России в отношении хвойных пород такие: в первую очередь, конечно же, туя.

Чем мельче листва или хвоя, чем плотнее зелёная масса в растении, тем эстетичнее будет конечный результат, чем медленнее темп роста растения, тем дольше оно сохраняет созданную вами форму. Для поддержания стриженой формы, при разрастании растения рекомендуется регулярно повторять стрижки с периодичностью, зависящей от их темпа роста.

Для практики нам понадобятся, в первую очередь, садовые ножницы – ими можно выполнять и ювелирно точные работы, и стрижку больших площадей. При необходимости набор инструментов можно дополнить сучкорезами и секаторами.

Начать практиковаться проще всего естественно с простых форм – куба, шара, колонны, пирамиды и с естественно подходящих для этого растений – туи западной, ели колючей и обыкновенной, липы мелколистной, – растений, распространённых и доступных в нашем регионе.

Современное топиарное искусствоПараллелепипед

Для создания куба или параллелепипеда часто используются либо шаблонные формы из проволоки, либо просто на месте созданные ограничения поверхности из реек, воткнутых в землю по форме рёбер куба и скреплённых между собой с помощью подручного материала. Ориентируясь на рёбра формы, мы аккуратно состригаем плоскости, придавая кусту необходимый вид. Первый проход стрижки лучше проводить с допуском в несколько сантиметров, чтобы всегда была возможность исправить ошибки, неизбежно возникающие при начальной практике в обрезке растений. Добившись приемлемого общего результата, можно уточнить форму и детали, с помощью секатора избавляясь от полусрезанных листьев и сколов на неаккуратно срезанных ветках.

Конус

Не сложнее стрижётся и конус. На земле вокруг растения чертим круг нужного диаметра, в него ставим несколько опорных планок, вверху связанных вместе и образующих форму конуса. Ориентируясь на них, и стрижём, выводя круглую форму в плоскости, параллельной земле, и конусообразную в плоскости перпендикулярной, соответственно формируя конусообразную фигуру растения.

Пирамида

Используем тот же принцип, только внизу чертим не круг, а треугольник или квадрат и, как и в примере с кубом – стрижём плоскости, ориентируясь на грани.

Шар

Из простых форм шар наиболее требователен к опыту и чувству объёма стригущего. Мы изначально формируем куб по обычной технологии, а далее на глаз создаём из него идеальную зелёную сферу. Тут, для получения приемлемых результатов необходима большая практика и опыт.

Более сложные фигуры во многом создаются принципиально как состоящие из более простых, уже разобранных нами элементов. Уход за подстриженными растениями в принципе не отличается от общих рекомендаций для данного типа растений, но, конечно же, предполагает корректирующие регулярные стрижки в дальнейшем.
Топиарное искусство имеет разные уровни сложности и доступно для любого заинтересованного садовода. Постоянная практика в нём позволяет свободно относиться к озеленяемому пространству, создавая уникальные микромиры в пространстве вашего сада.

Текст и фото: Эдуард Кичигин, ландшафтный архитектор, Ландшафтная компания «ПРИНЦИП НОВО»

Землевладелец. Дом-Эксклюзив №1-2(97) 2016

Похожие статьи: