30 мая на территории Михайловского сада открылся первый международный конкурс-фестиваль «Императорские сады России». Примечательно, что дата проведения совпала с Днём ландшафтного дизайнера.
Знаковым является то, что один из людей, подаривших нам замечательный фестиваль, — Принц Майкл Кентский, — является далёким потомком основателя сада, в его жилах течёт кровь династии Романовых. Открыла фестиваль супруга Принца, Её Высочество Принцесса Мария-Кристина Кентская, потомок старинного рода Медичи, дизайнер и автор нескольких книг по истории европейского искусства. Фестиваль под её патронажем был открыт для каждого, кто пожелал приобщиться к таинству создания прекрасного сада. И было на что посмотреть! Фестиваль получился ярким и красочным, подарил присутствующим массу удовольствия от созерцания прекрасных творений рук человеческих.
Мастер-классы от классных мастеров
Ежедневно посмотреть на творческие работы участников конкурса приходило огромное количество посетителей. Прогуливаясь по дорожкам Михайловского сада, люди созерцали прекрасные конкурсные работы участников, созданные умелыми руками мастеров. Проникнуться духом, влиться в атмосферу прошедшей эпохи помогали музыканты, исполнявшие изысканную классическую музыку, создававшую соответствующее настроение. Программа фестиваля была насыщенной, и каждый посетитель находил занятие для себя – кто-то фотографировался с цветочной Жар-птицей, кто-то играл в крикет – неотъемлемый элемент садов аристократии, кто-то постигал азы флористики.
Мастер-класс икебана проводила гостья из Страны восходящего солнца, где и зародилось это искусство – профессор Со-Катоку Института Икебана Икэнобо госпожа Мидори Ямада. Госпожа Мидори Ямада объяснила зрителям, как в домашних условиях создать красивую композицию, и показывала, как устроить на небольшой территории очаровательный миниатюрный садик в японском стиле.
Члены Национальной гильдии флористов демонстрировали своё искусство, создавая неповторимые по красоте композиции из живых цветов и флористического материала. Самые любознательные и эрудированные зрители получали в подарок красивейшие букеты, достойные самой королевской особы.
Немецкий древесный питомник Lorberg провёл мастер-класс по топиарной стрижке растений. На глазах зрителей мастер превращал обычные туи и невзрачные кусты сирени в различные фигуры, разъясняя, как правильно проводить топиарную стрижку. Сначала секатором растению придаётся необходимая форма. Затем большими садовыми ножницами для стрижки живой изгороди форма доводится до совершенства. Топиарная стрижка имеет ряд преимуществ, одно из них – маскировка дефектов исходного материала. Главное – не бояться экспериментировать и подходить к делу творчески, и со временем такие фигуры могут украсить и ваш сад!
А вдалеке от шума и глаз любопытных наблюдателей скромно творил Василий Антропов, создатель первого в России Парка топиарного искусства (г. Абакан). Мастер работает в этой технике 5 лет. Отрадно, что вдохновение пришло к нему после посещения Петергофа. И если благодаря этому человеку в России уже есть свой первый Парк топиарного искусства, значит, будут и ещё. А, между тем, Лягушка получилась замечательная – в короне, со стрелой, настоящая Царевна!
Гильдия кузнецов ежедневно собирала большое количество зрителей, посвящая их в тонкости старинной профессии. Любой желающий мог своими руками выковать подкову на счастье.
Опытные мастера объясняли непосвящённым тонкости применения с виду одинаковых, но разных по назначению молотков, молоточков, кувалд и клещей всех мастей. Конечно, рядом с не изменившимися за века инструментами соседствовали и технические новшества – электрический раздув горна, обдающего посетителей горячим дымком с частичками пепла, сварочный аппарат, «болгарка». На суд зрителей были выставлены небольшие скульптуры, арки, ограды, фонари различных стилей, от средневекового до современного, и, конечно же, изумительные, неподражаемые, кованые цветы, по красоте своей не уступающие настоящим. Букет из роз и лилий, созданный умелой рукой мастера кузнечного дела, простоит века!
Знакомство с участниками
Открывали презентацию фирм-участниц компании «ШефЛендер» и «Культура камня», входящие в группу компаний «Риф» — мастерская Сени Верёвкина представила композицию в виде романтичного каменистого дворика. На экране демонстрировались слайды, освещающие ход работы.
Материалы для сооружения каменного чуда, под названием «Старый дворик», были собраны в... наших питерских дворах! Музыкальная группа возле каменистого шедевра исполняла композиции в стиле «рок», что в переводе с английского тоже, надо заметить, означает «камень, скала».
Группа компаний «Виста», занимающаяся благоустройством и реставрационными работами, представила на суд зрителей и жюри яркий и красочный парадный цветник. Кстати, «Виста» в переводе с итальянского означает «прекрасная перспектива». Думаем, что у этой компании действительно прекрасные перспективы.
Настоящее деревенское подворье с живыми гусями и лошадью воссоздал для посетителей ООО «СпецПаркДизайн». Все желающие могли сфотографироваться с коромыслом и вёдрами на фоне этой идиллии в стиле этно. Правда, немного портили общее впечатление скульптурки овец.
Вода – источник жизни на Земле. Она даёт прохладу, успокаивает, умиротворяет. Компания «Гарденберг» уже три года занимается созданием фонтанов. Два мраморных льва, выставленных в Михайловском саду, пользовались у посетителей особой популярностью как отличный фон для фотографии на память об этом замечательном фестивале.
Создатель первого в России Парка топиарного искусства Василий Антропов рассказывал и демонстрировал зрителям изображения того, какие чудные фигуры можно создать, используя топиарную технику. Каждая скульптура от шестиметрового Кинг-Конга и огромной панды до маленькой улитки и непревзойдённого по красоте платья из 2 000 роз настолько заинтересовали зрителей, что некоторые после выступления обращались к представителю фирмы с вопросами.
Молодая компания «Гардения» воплотила в своей композиции самые светлые грёзы молодых девушек – качели в гирляндах из нежных цветов, дама в сказочном розовом платье отдыхает возле ветряной мельницы, а рядом – наверняка влюблённый в неё пастушок, следящий за своим стадом овец. Просто романтика в стиле XVIII века!
Словом, каждый участник – равный среди равных – создал запоминающийся уголок парка в своем особом стиле. Были здесь и настоящий «Китайский императорский сад» с прелестницами в кимоно (ООО «Интекс»), и фрагмент сада Елизаветинской эпохи (ООО «Сакура»), лабиринт от немецкого древесного питомника LORBERG, в котором чуть не заблудилась ваша покорная слуга, бесподобное семейство бронзовых «Луговых собачек» (ООО «Первая четверть»), и много других композиций, глядя на которые равнодушным не остался никто!
Активным участником конкурса-фестиваля стал и наш издательский дом. Представленный ИД «Землевладелец Северо-Запада» проект детской площадки «Потешная крепость» был удостоен приза зрительских симпатий. О том, насколько привлекательной для посетителей парка и особенно для детей, оказалась «Потешная крепость» (а это маленькая копия Петропавловской), свидетельствовали восторги малышни и их родителей.
Маленькие стратеги весело штурмовали крепость, а за ходом игровой баталии следили гвардейцы в форме Преображенского полка петровских времён. Весёлый смех детей и благодарные отзывы посетителей – лучшая оценка проделанной работы.
Жюри не журило, а вручало дипломы
Апогеем фестиваля стала торжественная церемония награждения участников выставки-конкурса «Затеи и украшения в Императорских садах XVIII и XIX веков». Строгое, но справедливое жюри состояло из Её Высочества принцессы Марии-Кристины Кентской, директора Русского музея Владимира Гусева, президента Международной федерации ландшафтных архитекторов IFLA Дайаны Менсис. В состав комиссии также входили основатель знаменитой школы ландшафтного дизайна и строительства, всемирно известный профессор из Гарварда Неал Керквуд, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой садово-паркового и ландшафтного строительства Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии Ирина Мельничук, главный ландшафтный архитектор Санкт-Петербурга Лариса Канунникова и всемирно известные учёные в области ландшафтного дизайна.
Компетентное жюри по достоинству оценило кропотливый труд участников конкурса-фестиваля. Каждый из них должен был приложить немало усилий, чтобы передать дух, стиль, настроение XVIII или XIX века и на отведённой ему территории создать небольшой шедевр дизайнерского искусства. Над созданием работ трудились самые разные мастера—ботаники, садовники, архитекторы, дизайнеры-декораторы, искусствоведы. Ведь композиция должна быть не только создана из тех растений, которые росли в дворцовых садах тех эпох, но и красиво, гармонично выглядеть.
Работы оценивались по двум номинациям, и ведущие хранили интригу до самого последнего момента. В номинации «Лучшая композиция садово-паркового искусства XVIII века» третье место заняло ООО «Интекс» с яркой и лаконичной, как и всё восточное, композицией «Китайский императорский сад». На втором месте оказался немецкий древесный питомник Lorberg и его «Игра-Плезир». Победителем этой номинации, занявшим первое место, стала авторская мастерская ландшафтного дизайна «Аквилегия».
Конкурсная работа под названием «Зазеркалье» создавалась в течение месяца.
Вдохновением послужила роль женщины в истории России. Для воплощения в жизнь проекта этого зелёного будуара было прочитано немало исторической литературы и справочников, тщательно подбирались растения, которые можно было встретить в садах той эпохи – западноевропейские туи, английские розы, лаванда, любимые всеми гортензия и виола. Не смотря на современные технологии и оригинальный подход, композиция действительно создавала ощущение погружения в Галантный век, и порой возникало чувство, что сюда вот-вот должна войти прекрасная дама в изысканном туалете. Также «Аквилегия» была удостоена медали Её Высочества Принцессы Кентской. «Ваша работа произвела на меня глубокое впечатление»,—призналась она, вручая свою награду.
В номинации «Лучшая композиция садово-паркового искусства XIX века» третье место заняло ОАО Садово-парковое хозяйство «Василеостровец», их парадные «Цветники по мотивам А. Рейгеля» были признаны самыми лучшими. На втором месте оказалась яркая, огненно-красная «Жар-птица» от ООО «ЛаРос Ландшафт». Лучшим в этой номинации был признан ООО «Нескучный сад» с композицией «Летний театр». Их изящные, нежные, изысканные композиции украшали павильон Росси.
Решением Почётного жюри был учреждён ещё ряд наград. За композиции, выполненные в стиле XVIII века, диплом 3 степени был вручен ООО «Интекс», диплом 2 степени – авторской мастерской ландшафтного дизайна «Аквилегия», диплом 1 степени увёз в Германию древесный питомник Lorberg. За композиции в стиле XIX века группе компаний «Риф», «Шеф Лендер», мастерской Сени Верёвкина, компании «Культура камня» вручили диплом 3 степени. Поскольку уровень мастерства участников был примерно равный, жюри присудило второе место сразу двум участникам – фирме «Гардения» за романтичную «Пастораль» и «ТOP и АRT» за топиарные скульптуры.
Приз зрительских симпатий кроме нашего издательского дома также получила творческая мастерская Василия Антропова за потрясающее вечернее платье из розовых хризантем и ООО «СпецПаркДизайн» за композицию, «Сельская жизнь. Реальная и надуманная».
Диплом за уникальную коллекцию рододендронов получил бельгийский цветочный выставочный центр «Флоралия». За историческую достоверность «Солнечных часов» награждена ООО «Виста». Без памятных подарков не осталось и жюри, а Елена Удалова, Президент Ассоциации садовых центров России, вручила памятные дипломы Русскому музею и Благотворительному фонду Его Королевского Высочества Принца Кентского. Каждой компании, принимавшей участие в первом Международном фестивале-конкурсе «Императорские сады России», были вручены призы и дипломы. Гильдия кузнецов подготовила для победителей в номинациях свои спец-призы, а Русскому музею вручила огромную, двухметровую чашу с коваными цветами, которую мастера сделали за эти три дня на глазах у заворожённых зрителей.
Фестиваль удался на славу. Организаторам этого великолепного действа удалось собрать на небольшой территории столько прекрасного, что в душе каждого посетителя появилось желание творить красоту вокруг себя. Восхитительные, волшебные, очаровательные работы конкурсантов оставили в душе каждого ощущение незабываемого общения со сказкой и желание обязательно посетить фестиваль в следующем году.
Текст: Снежана Холодова
«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.
Похожие статьи:
- Впечатления от «Челси-2008»
- Высший пилотаж огородничества, или День урожая на участке Романовых
- Царский огород, полезный во всех отношениях
- Вся аграрная Россия на берегу Финского залива
- «Агрорусь-2009» глазами участника