Уроки садового искусства - китайский сад

Очень хочется поделиться теми идеями, которые так щедро предлагает нам Китай, со всеми желающими достичь самого высокого уровня в ландшафтном дизайне. В любви к природе и ощущении гармонии скрывается самая основа восточной философии, которая ярче всего проявляется именно в создании «естественных» садов.

Мы не задумываемся или не знаем, что именно китайские традиции создания пейзажного садового стиля оказали существенное влияние на развитие и формирование европейского (особенно английского, начиная с XVIII века) ландшафтного проектирования. Это сказалась на изменении основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий в создании «английских» садов, что нашло своё отражение в особенностях наших самых известных парковых ансамблей.

История китайских садов насчитывает более трёх тысяч лет. Основная идея восточного сада – это создание мира природы в миниатюре. Китайские садовники максимально используют естественный ландшафт и все особенности географической зоны. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных и исторических (особенно императорских и монастырских) садах и парках.

Совет

Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно – точно и в нужном месте его расположить, создавая таким образом свой «микромир в конкретном месте».

Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же даже размером с кулак рождает многие чувства», или ещё: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». Сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения и основа магической философии восточных садов.

Отличительная черта именно китайского сада – это искусственное создание «естественных» ландшафтов, при виде которых возникает ощущение, что они появились без участия человека. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот краеугольный камень восточной философии и основной ориентир при создании китайского сада, который должен, с одной стороны, отражать любовь человека к природе, а с другой – вызывать покой в его собственной душе. Для восточного человека сад – это место медитации, релаксации, отдохновения. Чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, прислушиваясь к себе и пристально всматриваясь в окружающий мир.

«Сад как таковой должен быть взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.

Проектирование

Одно из основных направлений китайского садового искусства – создание на небольших участках земли миниатюрных садов. В них размещают разные архитектурные сооружения (беседки, павильоны, мостики), водоёмы, скалы и гроты, обязательно добавляя для общей эстетики редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников, которые высаживают как одиночно, так и группами.

Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоёмов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно наличие больших групп растений, разделённых дорожками, «речками» или «ручьями». Чаще всего это розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), а также древовидные или травянистые пионы, тюльпаны, розы, касатики, лагерстремии, сирень и другие красивоцветущие растения.

Миниатюрный китайский сад можно создать даже на дачном участке в шесть соток, а обладатели значительных земельных площадей могут выбрать второй вариант. Главное – это чтобы пребывание в таком саду дарило вам ощущение абсолютного покоя, умиротворённости и единения с природой.

Основная идея китайского паркового дизайна заключается в создании иллюзии «безграничности», чтобы человек, гуляющий по саду, из каждой новой точки обзора видел не один, а несколько ландшафтов, сменяющих друг друга. При этом все элементы садовой композиции находятся в абсолютной гармонии друг с другом – ничто не должно выглядеть слишком ярким и броским или, напротив, казаться незаметным, «потерянным».

Поэзия камней

Камням в китайском садовом искусстве уделяется едва ли не самое важное место. Камень может быть один. Большой, но очень красивый, расположенный на отдельной подставке. Но чаще это целая композиция из предметов самого разного размера, цвета, фактуры и т. д. Особо ценны камни с переливами, узорами и вкраплениями разнообразных оттенков. Здесь и эстетика, и философия, и влияние на чувства человека. На такие камни не просто смотрят – их видят, слушают, созерцают...

Для достижения наибольшей художественной выразительности часто используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования каких-либо растений, но один китайский философ по этому поводу сказал: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

Что касается архитектурных сооружений из натурального камня, то они в китайском саду должны символизировать гармонию человека с окружающим миром (камень создан природой, но поддаётся обработке человеком).

Водная стихия

Ещё одна непременная принадлежность китайского сада – это успокаивающий и помогающий достичь внутренней гармонии шум падающей воды. В восточных садах водная стихия предстаёт, как и в природе, в двух качествах. С одной стороны, это «зеркало мира» и воплощение покоя, с другой же – символ вечного движения, текучести и постоянных перемен. Поэтому при наличии такой возможности в китайском саду обязательно создаётся и озеро с неподвижной гладью воды, и бурный водопад.

Совет

В китайском саду обязательно должны быть «деревья счастья» – сливы и персики, яблони и вишни, ивы, тополя, магнолии и многие другие.

Водоёмы не должны иметь ни высоких берегов, ни облицовки, чтобы ничто не мешало безмятежному созерцанию зеркальной водной поверхности. Садовые дорожки и тропинки в «естественном» саду обычно расположены у самой кромки воды, а через бурлящий ручей перекинуты горбатые мостики. Значительная часть водного пространства занята цветущими нимфеями и лотосами.

В наших широтах, в отличие от восточных стран, воды вполне достаточно, поэтому мы не умеем её по-настоящему ценить. А ведь так приятно летом посидеть на открытой веранде во время дождя и послушать всевозможные оттенки «шума падающей воды»! В Китае крыши павильонов специально строят таким образом, чтобы дождевая вода, низвергаясь с них, выглядела как настоящий водопад. Почему бы не перенять столь интересный и полезный опыт? А под крышей можно создать естественный водоём, который помимо эстетических функций будет выполнять ещё и практическую роль, сохраняя драгоценную влагу для полива растений.

Архитектурные сооружения

Все строения, расположенные в китайском саду, гармонично вписываются в природный ландшафт и логически дополняют его, обозначая присутствие человека. Это могут быть самые разнообразные сооружения: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде, – главное, чтобы в садовом пространстве не было никаких нарочитых сочетаний и неестественных композиций.

И не забывайте: всё должно быть подчинено идее возможности созерцания сада из любой видовой точки.

Ограда выглядит как часть окружающего ландшафта и всегда в точности повторяет рельеф местности, взбегая вверх и спускаясь вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Здесь очень полезно вспомнить Великую Китайскую стену.

Выбор растений

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. И чем состоятельнее хозяин, тем богаче флористический состав его владений. Здесь можно встретить самые разные декоративные растения, как лиственные, так и вечнозелёные хвойные.

Распределять все эти многочисленные виды по степени предпочтения?– неблагодарная задача. Но есть некоторые «символичные» растения, которые традиционно используются для озеленения восточных садов чаще других. И возглавляют этот список хвойные (голосеменные) – сосны, пихты, можжевельники, гинкго, плосковеточник и др. – символ долголетия, вечности и благородства. Практически все древесные и кустарниковые растения обязательно подвергаются стрижке и формированию кроны.

Особое место в китайских садах отводится розам, что неудивительно, если вспомнить происхождение названия «чайная роза» («чайные» – от русифицированного английского слова China (Китай) и от латинского видового названия chinensis – «китайская»). Так что чайно-гибридные розы – это исконно китайские садовые растения. Кусты роз высаживают большими группами вдоль дорожек, на шпалерах и т. д., создавая великолепные розарии.

Не обходится китайский сад и без травянистых растений. Однолетники и двулетники выращивают в керамических или пластиковых горшках, а иногда и непосредственно в грунте. Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры (временные композиции на газонах), для создания которых используются ноготки, анютины глазки и флоксы.

Многолетние растения высаживают большими группами, подобранными по цветовой гамме, срокам цветения и декоративности. Обычно это тюльпаны, пионы (древовидные и травянистые), георгины, хризантемы, кардиокринум, ирисы, флоксы, лилии и др.

Для водоёмов главнейшим видом является лотос. Это важный буддийский символ. В Китае лотос не только украшает сады, но и широко используется в приготовлении разных блюд.

Есть лишь одно ограничение – в китайском саду не должно быть обширных травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо восточным эстетическим принципам.

Как и в любом другом саду, растения здесь нужно высаживать с учётом смены времён года. Зимой можно любоваться хвойными (соснами, можжевельниками, плосковеточниками), весной – персиками, сливами, яблонями, миндалём. А летнее буйство красок и разнообразие форм сменит яркая осенняя листва клёнов, осин и абрикосовых деревьев.

Текст и фото: Кирилл Ткаченко, к. к. н.,
руководитель группы интродукции лекарственных растений
Ботанического сада Ботанического института им. В. А. Комарова РАН

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Похожие статьи: