Английские пейзажные сады

Сад в английском стиле«Я ныне люблю до безумия Английские сады, кривые дорожки, отлогие холмы, озёрам подобные пруды, архипелаги на твердой земле...» – писала Екатерина II Вольтеру в 70 годы XVIII столетия, – «а к прямым дорожкам, однообразным аллеям чувствую великое отвращение, фонтанов также не могу терпеть: они заставляют воду принимать такое течение, которое не сообразно природе; статуям же, по мнению моему, пристойно быть заключённым в галереях и прочим сим подобных местах, короче сказать, над садовничеством моим совершенно владычествует Английский вкус».

Пристально следящая за сменой тенденций в европейском искусстве и философии Императрица описала характерные черты нового стиля устройства английских садов, уловив главный принцип – сообразно природе, и подчеркнула противоположность его вышедшему из моды регулярному стилю.

В отличие от Петра I после посещения Европы, внедрившего регулярный стиль (на французский и голландский манер), Екатерина, никогда не бывавшая в Англии, черпала сведения из книг. Многие страницы французского издания 1770 г «Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями» английского садовода-любителя Томаса Вейтли собственноручно переписывались ею и готовились к изданию.

Сад в английском стилеНадо отметить, что роль «печатного слова» в появлении и распространении пейзажного английского стиля была практически первостепенной. Изменения вкусов публики произошли не под влиянием садовых мастеров и архитекторов. Философы, писатели, любители живописи и политики стояли у истоков зарождения новой эстетики садов в английском стиле и её популяризации, садоводам осталось воплотить на практике их идеи.

Философ Джон Локк написал знаменитый трактат о роли восприятия окружающего мира посредством чувств, доказывая, что впечатления, полученные от созерцания пейзажа оказывают воздействие более утончённое, чем «понимаемые умом» эмблемы и символы в садах регулярного стиля. Воспевал неиспорченную человеком природу английский поэт Милтон («Потерянный рай»). Александр Поуп призывал в стихах «Советоваться с Гением Места» при устройстве сада.

Царившая в эпоху рококо мода на «китайщину», привлекла внимание и к нерегулярной планировке китайских садов, смыслом которых являлась передача красоты первозданной природы.

Эстетика нового стиля особенно близка была английским либералам-вигам, ведь по сути регулярный стиль – стриженые формы деревьев, прямые аллеи, преобладание симметрии, особенно, французский «гранд маньер» Версаля, символизировали победу абсолютизма, торжество порядка над природой и обществом. В противоположность ему свободный рост деревьев, петляющие дорожки и ручейки стали символом свободного развития индивидуума, символом отвоевавшего своё место на политической арене британского парламентаризма.

Сад в английском стилеИдеальные образцы пейзажей для воплощения в своих поместьях любители искусств привозили из путешествий, особенно из Италии. Гравюры с картин Пуссена и Лоррена, изображавшие окрестности Рима и Кампаньи, живописные античные руины, заросшие папоротником полуразрушенные водные каскады и таинственные гроты становились прообразами «улучшенной» природы в английских садах.

Расцвету нового пейзажного сада в английском стиле способствовала и природа Британии, сочная трава вечнозелёных лугов, холмистый ландшафт, множество рек и речушек. Мягкий влажный климат оказался благоприятным для интродукции большого числа чужеземных растений – ливанских и атласских кедров, таксодиумов, вечнозелёных кустарников, что разнообразило создаваемые пейзажи.

Экономические реформы в Англии привели к укрупнению имений и бурному развитию сельского хозяйства. К началу XVIII века практически не осталось природных лесов, их заменили луга-пастбища для скота и поля, разграниченные живыми изгородями и оживляемые оставленными кое-где одиночными вековыми дубами. По-видимому, и это вызывало потребность богатых владельцев обширных усадеб сажать собственные рощи и леса.

Сад в английском стилеВоплощать идеи философов и писателей на практике одними из первых начали Вильям Кент и Чарльз Бриджмен в парке Стоу в первой половине XVIII века. Там уже прослеживаются многие черты пейзажных садов в английском стиле, ставшие классическими для этого стиля – стремление уйти от прямых линий, открытие видовых перспектив на окружающую местность, свободные посадки деревьев и кустарников. Кент был не только архитектором, спроектировавшим для парков множество строений в классическом стиле, но и художником, имевшим звание главного королевского живописца. Свои ландшафты он как будто рисовал в трёхмерном пространстве, только вместо красок использовал деревья кусты, траву и воду.

Самое обширное наследие образцовых пейзажных садов оставил творивший с 1750 по 1780 гг Ланцелот Браун, по прозвищу Капабилити. Более 100 его работ практически преобразили характер английского ландшафта. Зелёные лужайки подчёркивали сглаженные формы невысоких холмов, контрастируя в низинах с гладью воды прудов естественных очертаний с растущими по краям плакучими ивами, в группы высаживались деревья с различными оттенками листвы. Дом в палладианском стиле стоял на просторной лужайке. В садах Брауна практически нет цветников, нет возбуждающих ярких красок, идеальные пейзажи призваны умиротворять. Ланселот Браун был искусен не только в исправлении недостатков природных пейзажей, но и ошибок архитекторов. В парке имения Блэнем (где много лет спустя родился Уинстон Черчилль) он перекрыл плотиной реку, через которую был перекинут слишком большой трёх-арочный мост, выглядевший нелепо. Река превратилась в живописное озеро с каскадами. В результате мост оказался гармоничным по размерам широкому протоку.

Сад в английском стилеГоворя о достижениях Брауна в развитии английского пейзажного стиля, историки садово-паркового искусства не примянут упомянуть, что он явился разрушителем множества прекрасных регулярных садов в голландском и французском стиле. Но может быть таковы были пожелания заказчиков? Идеи о красоте и совершенстве естественных пейзажей, их плодотворное воздействие на человека, пропагандируемые «властителями умов» писателями и поэтами овладели всем английским обществом. Устройство садов в естественном стиле стало своеобразной национальной идеей. Поэт Александр Поуп писал «... мужественны британцы, отвергая иноземные обычаи (по-видимому, французские), дают своим садам свободу от тирании». Провозглашалось, что пейзажные сады призваны пробудить интерес к родной природе и истории. В саду Стоу Вильям Кент устроили павильон с барельефами знаменитых британцев. Устанавливались обелиски в честь значимых исторических событий или персон (королю Альфреду посвящена, к примеру, колоссальная шестиугольная башня в Стоурхеде).

На протяжении всего XVIII и начала XIX века английские ландшафтные архитекторы оставались верными принципам использования природных форм в садах, различались только методы их использования в соответствии с представлениями садовода или заказчика. Менялись и вкусы общества. На смену идеям просвещения, воспевающим свободу человека, приходит эпоха романтизма и сентиментализма. Английский «сплин» кажется иностранцам таким естественным в окутанных туманом пейзажных садах, так прекрасно изображённых на полотнах Тернера и Констебля.

Любители нетронутой «дикой» природы теперь отправлялись за впечатлениями на север, к примеру, в Шотландию и создавали в садах уголки с живописными поваленными деревьями, болотцами, заросшими камышом, вересковыми пустошами.

Сад в английском стилеНо уже через сто лет после создания первых садов в английском пейзажном стиле шотландец по происхождению Джон Лудон, автор знаменитой «Энциклопедии садоводства» (1822) напишет о Ланселоте Брауне – «Где бы ни появилась его нивелирующая рука, прощай любая естественная красота! Видно как всё уступает место одной универсальной системе сглаживания, выравнивания и наиболее утомительной монотонности». Пейзажный стиль главенствовал среди тех, у кого были большие владения и много средств на их обустройство. Лудон же в своём ежемесячном «Журнале Садовода» поддерживал интерес к садовому искусству у владельцев небольших городских и сельских садов, а также ратовал за устройство общедоступных городских парков и развитие паркового туризма. Его жена – писательница, со страниц журнала призывала образованных женщин самим заниматься устройством цветников в своих садиках.

Лудон выделял три типа сада: живописный – подобный картинам пейзажистов, садоводческий – с коллекцией ценных и экзотических растений, введённых в группы естественных посадок, среди которых проложены плавно извивающиеся дорожки и сельский – предназначенный для выращивания фруктов и овощей с лужайкой и цветниками вблизи дома. Так постепенно произошёл поворот в истории английского садового стиля и к середине XIX века сложился тип английского сада, который принято называть викторианским.

Английский стиль в XVIII – XIX веках завоевал не только Европу. Пейзажные сады можно встретить на всех континентах. Поэтически сформулированный призыв Александра Поупа «советоваться с Гением Места», т.е. планировать сад, согласуясь с окружающей природой, подразумевает, в том числе, и посадку местных растений (одно из самых прекрасных мест в Павловске – типичный русский сосновый бор, посаженный на краю обширного луга).

Сад в английском стилеНекоторые элементы пейзажного стиля

Заимствованный пейзаж – вместо приподнятой ограды использовались сухие рвы «АХ-АХ», невидимые издалека, таким образом окружающий пейзаж «включался» в сад.

Водоёмы – гладь воды, в которой отражается живописная группа деревьев – обязательный элемент пейзажного сада. Часто небольшие речки перекрывались плотинами для создания прудов.

Мосты – каменные арочные мосты иногда создавались как копии существующих мостов.

Сюрпризы – посетитель не подозревает, что откроется за поворотом тропинки.

Чудачества – этим терминам называют в Англии парковые строения – обелиски, башни, беседки.

Архитектурные стили этих построек удивительно разнообразны – это могут быть и имитации древнегреческих храмов, и готические часовни, турецкие шатры и буддийские пагоды. Они были призваны не только разнообразить и украшать пейзаж, но и возбуждать у посетителя определённые исторические или литературные ассоциации.

Гроты искусно имитировали сталактиты и были достаточно больших размеров.

Пещеры и хижины иногда становились пристанищем специально нанятого человека, изображающего отшельника-философа.

Купы деревьев – схема посадок пейзажной группы деревьев напоминает десятку пик.

Сад за стеной – в пейзажных парках в XVIII веке нередко создавали, известный из предыдущих веков, обнесённый кирпичной стеной, закрытый со всех сторон сад. В нём размещали грядки для выращивания овощей – кухонный огород или питомник растений, часто экзотических для разведения и интродукции.

Большинство сохранившихся частных пейзажных садов Британии перешли в Фонд Национального Наследия и охраняются законом. Они поддерживаются в прекрасном состоянии и открыты для посещения. Призывы философов XVIII века обратиться к природе для «улучшения и просвещения» человечества, вдохновившие садоводов прошлого, помогли оставить потомкам прекрасные обширные парки, где пасутся олени, живут лисы и кролики вблизи и даже в черте мегаполисов.

Сад в английском стилеСоветы от Розмари Александер

По мнению известного британского ландшафтного дизайнера Розмари Александер современный английский садовый стиль сложился после второй мировой войны, когда владельцы больших садов уже не могли содержать их с помощью большого числа наёмных работников. Сады передавались в Фонд национального наследия или делились на более мелкие.

В традиционном английском саду, считает Розмари, непременно должны присутствовать ароматные растения – розы, пионы, жасмин. Пастельные тона по-прежнему предпочитаются английскими садоводами, хотя сейчас появилась мода на яркие цвета. Травяные растения с серебристым оттенком листвы непременно украшают рабатки и миксбордеры. Места для сидения – деревянные скамейки традиционной формы, как правило, оставляют неокрашенными, хотя сама Розмари Александер любит их красить в яркие цвета. Также в типичном английском саду обязательно должны в каком-то количестве присутствовать средиземноморские растения.

Нехарактерными для традиционного английского сада Розмари Александер считает статуи в человеческий рост. Сама она недолюбливает садовые украшения в виде гномов, наполовину зарытых в почву фигурок собачек с торчащими хвостами и любые уменьшенные фигуры животных, которые будут не соответствовать пропорциям сада.

Текст: Елена Маркитантова

Фото: Международный центр ландшафтного искусства «Зелёная стрела»

Ландшафтные решения №1(14), 2013

Похожие статьи: