По тропинке сквозь века

Михайловский сад – одно из живописных мест, предназначенных для прогулок горожан и гостей Северной столицы. Сейчас сад площадью в 9,4 га выглядит так же, как и 180 лет назад. Но так было не всегда. Михайловский сад неоднократно менял свои очертания, границы и хозяев.

Сегодня мы гуляем по дорожкам вдоль больших тенистых деревьев, любуемся цветами и отдыхаем, ведь сад – место тишины и умиротворения. Но если бы мы могли перемещаться во времени и вдруг оказались в прошлом, то увидели бы здесь немало любопытного. Давайте представим себе, что у нас есть такая возможность, и отправимся в увлекательнейшее путешествие по Михайловскому саду давно минувших дней.

Первая остановка: эпоха Петра I

Смешанные посадки декоративных кустарников и луковичных растенийЕсли бы мы очутились в городе в это время и попросили извозчика остановиться у Михайловского сада, он бы нас просто не понял. Дело в том, что в эпоху Петра Великого местность между каналом Грибоедова, южнее Мойки, и Фонтанкой называлась «Перузина». Именно здесь в 1712 году Пётр I приказал построить резиденцию для своей супруги – Екатерины Алексеевны. Этот деревянный дворец, названный Золотыми хоромами, располагался там, где сейчас находится павильон Росси. При Золотых хоромах имелся большой сад. Во времена шведского господства эта территория считалась охотничьими угодьями шведского феодала, поэтому сад называли Шведским, а также – Садом её величества и Царицыным. Со временем появилось ещё одно название – Третий Летний сад. Оно же и закрепилось окончательно. Территория Третьего Летнего сада была довольно большой – почти до самой Першпективной дороги, широкой просеки, впоследствии превратившейся в Невский проспект. Наплавной мост через Мойку соединял все три Летних сада.

Остатки шпалеры от регулярного «шведского» сада периода 1800—1822 гг.Сам сад мы бы тоже не узнали. Сад её величества был выдержан в модном тогда французском стиле. В нём росли фруктовые деревья и ягодные кусты. К созданию Третьего Летнего сада подходили основательно и серьёзно. Вышел даже особый царский указ – отловить по 50 соловьёв в Московской, Псковской и Новгородской губерниях и выпустить в саду. Однако территория вокруг дворца предназначалась не только для увеселительных прогулок. Большинство сооружений носило хозяйственно-гастрономический характер. Например, южнее Золотых хором были вырыты пять прямоугольных прудов, в которых содержалась живая рыба для царского стола. К востоку от дворца находились «фряжские итальянские погреба», где хранилось вино и различные припасы. Южнее «фряжских погребов» располагались овощные огороды. Помимо овощей на отдельном участке выращивались «поварские и аптекарские травы». Там, где сейчас расположен Этнографический музей, находились грунтовые сараи и теплицы. В них заморский садовник Эклибен занимался выращиванием «шпанских» вишен, абрикосов, персиков. Были там и вовсе экзотические по тем временам диковинки – бананы и ананасы.

Но не стоит считать такое обустройство мещанством. Всё было выполнено с царским размахом и роскошью в духе того времени. Даже к хозяйственным постройкам от дворца тянулись чудные зелёные аллеи, а для благоустройства сада не жалели никаких средств. В 1718 году для ухода за ним из Ганновера был приглашён садовник Гаспар Фохт. Господин Фохт отказывался ехать один, но что не сделаешь для любимого сада любимой супруги? И было найдено простое решение: привезти в Петербург всю семью садовника.

Естественно, новый садовник привнёс в устройство сада свои новшества. Он высадил вдоль дорожек таволгу, гороховник, зеленицу, заказал для сада яблони из Швеции, грабы из Киева и кедры из Соликамска. Кусты Данцигских роз и семена барбариса Фохт привёз с собой.

Остановка вторая, или Анны и европейский шик

Вид на храм «Спас на Крови» со стороны паркаКогда у сада появилась новая хозяйка – Анна Иоанновна, овощной огород переместили на другой берег Фонтанки, в Итальянский сад, а на освободившейся территории было решено устроить «Ягд-гартен». Этим новомодным словом называли территорию для загона и отстрела диких животных. Такое развлечение пользовалось большой популярностью у европейской знати. Сад уже начали обносить каменной оградой, чтобы дробь и пули ненароком не задели прохожих, и даже стали строить специальную галерею, чтобы вести отстрел. Однако работы так и не были завершены.

В 1737 году на нынешней Манежной площади Анна Иоанновна приказала устроить Слоновый двор. Да-да, для содержания самого настоящего слона, которого ей подарил персидский шах. К слову, через четыре года шах подарил ей ещё четырнадцать слонов, однако Анна Иоанновна так и не дождалась подарка – почила в октябре 1740 года.

Новой хозяйкой сада стала Анна Леопольдовна, а новый владелец – это всегда какие-то изменения и преобразования. 24 июня 1741 года под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли на территории «фряжских итальянских погребов» началось новое строительство. Это был деревянный Летний дворец для Анны Леопольдовны. Но пожить в нём Анне Леопольдовне так и не довелось – через полгода она была арестована и сослана вместе с семьёй. А дворец заняла новая хозяйка – не только сада, но и России – императрица Елизавета Петровна.

Елизавета Петровна и царственная роскошь

Перепланировкой занимался сам архитектор Растрелли. Под влиянием новой моды изменился и сад. Теперь аллеи в нём располагались крестообразно, их обрамляли фигурно подстриженные деревья. Сад украсили пруды, клумбы, цветники; были установлены павильоны. В центре поставили качели, карусели и горки «для зимнего и летнего увеселения». В южной части сада построили оранжереи и боскеты с ягодными кустами.

Нынешняя площадь Искусств располагается как раз на территории вырытого в ту пору большого прямоугольного пруда. А на Манежной вместо Слонового двора расположился лабиринт – система запутанных дорожек, окружённых высокими кустами, которую украшали мраморные и свинцовые скульптуры. На берегу Мойки построили Императорскую баню, а вся северо-восточная часть сада с дворцом стала парадной. На площади перед дворцом находились трельяжная беседка и фигурный бассейн с фонтаном, который был украшен по-царски – мраморными скульптурами, вазами и позолоченными барельефами. От ворот с кованой решёткой и золочёным орнаментом до самой Невской першпективы вела каштановая аллея.

К. И. Росси: назад в будущее

Обветшавшие от времени деревянные «Золотые хоромы» в 1768 году были разобраны, а в 1797 та же участь постигла и Летний дворец Елизаветы Петровны. На его месте к 1800 году построили Михайловский замок. Третий Летний сад вошёл в ансамбль резиденции императора Павла Петровича. Через 16 лет юго-западная часть сада была застроена. В ней разместился Педагогический институт, дом преподававших там профессоров и были разбиты два небольших садика, один из которых назывался Ботаническим. Ещё через год, в 1817, архитектор К. И. Росси получил заказ – на месте оранжереи и хозяйственных построек, в южной части Третьего Летнего сада, возвести дворец для великого князя Михаила Павловича. Попутно с постройкой Михайловского дворца Росси провёл основательную перепланировку сада.

В результате с 1819 по 1830 гг. сад претерпел новые изменения. Михайловский замок стал к тому времени Инженерным, рвы вокруг него засыпали. Сам Третий Летний сад обзавёлся новыми границами и приобрёл чёткие очертания: Садовая улица была продлена почти до Невы (с её стороны поставили металлическую ограду). Также были проложены Инженерная и Итальянская улицы. Появились две новые площади – Михайловская, позднее переименованная в площадь Искусств, и Манежная. Третий Летний сад снова раздробили. Теперь часть его включили в усадьбу Михайловского дворца. И снова, повинуясь последним веяниям моды, саду придали новый облик. По замыслу Росси и благодаря его помощникам – художнику Иванову и садовому мастеру Шуману, Третий Летний сад приобрёл пейзажный вид, близкий к естественному. На его территории посадили небольшие рощицы, проложили извилистые дорожки и тенистые аллеи. В центре сада разбили большой английский луг, прямоугольные пруды засыпали. На том месте, где ранее размещались Золотые хоромы Екатерины Алексеевны, построили Павильон-пристань.

Чёткие геометрические формы парных прудов, задуманных Растрелли, приобрели более мягкие сглаженные очертания, и между ними построили изящный мостик из литого чугуна. А поскольку хозяйкой дворца и, соответственно, сада стала супруга великого князя, то и сад стали называть по-новому – сад Елены Павловны. На остальной части Третьего Летнего сада, не вошедшей в усадьбу замка, велись работы по застройке.

Знакомые очертания

Ограда Михайловского сквера со стороны храма «Спас на Крови» на канале ГрибоедоваИтак, с 1827 года начинается собственная история Михайловского сада. Территория перед Михайловским дворцом, отведённая Росси под садик, стала называться Михайловским сквером. Работы по благоустройству проводились под руководством садового мастера Буша. Сам сквер имел овальную форму площадью 10,55 га. Он был вытянут вдоль дворца и ограждён металлической решёткой. Михайловский сад многократно подвергался перепланировке, работы по его благоустройству проводились постоянно.

История Михайловского сада знает и страшные события. Первая трагедия произошла 16 августа 1878 года. Шеф жандармов Н. В. Мезенцев был зарезан кинжалом неподалёку от сквера. Боевик С. Степняк-Кравчинский сумел скрыться и бежать в Англию. Второе событие, ещё более трагичное, произошло почти три года спустя. 1 марта 1881 боевиками «Народной воли» был взорван экипаж императора Николая Павловича.

Участок отделили от сада оградой с ажурной металлической решёткой и, как напоминание об этой трагедии, в 1883 году начали строительство храма Воскресения Христова по проекту архитекторов И. В. Макарова и А. А. Парланда. Возведение храма завершилось в 1907 году. В народе он получил другое название – «Спас на Крови».

Гуляют все!

Спустя три года после того, как в Михайловском дворце был устроен Музей императора Александра III, сад открыли для прогулок горожан. Ему присвоили нынешнее название – Михайловский сад, и на воротах укрепили табличку, гласившую, что «собакам и солдатам гулять воспрещается».

Реконструкция ажурного чугунного мостаНовые изменения в саду начались с 1900 года. После того, как возле Музея императора Александра III (ныне – Русский музей) началось строительство Этнографического музея, территория Михайловского сада снова сократилась. Один из прудов был засыпан. К концу 20-х годов сад пришёл в полное запустение. Начатые было в 1924 году работы по очистке пруда, ремонту ограды и посадке новых деревьев были тщетны – виной тому оказалось сильное наводнение. Сразу после этого события стало не до садовых работ – нужно было устранять разрушения, причинённые стихией. Лишь старые поваленные деревья подняли и посадили на прежнее место. К благоустройству сада приступили позже. Уже в 1929 году на лужайке рядом с павильоном Росси появилась деревянная скульптура из векового дуба, которая называлась «Дерево свободы» и представляла собой освобождающегося от пут крестьянина. Это была первая и, надо заметить, последняя скульптура такого масштаба смоленского мастера-самоучки А. П. Соловьёва. В 1939 году на территории сада были построены спортивная площадка, эстрада и туалет. Новая дорожка прорезала луг с востока на запад. В 1957 году в центре сада был поставлен памятник Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. П. Петрова.

Михайловский сад служил жителям и гостям города не только местом для прогулок. В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, парк помог сохранить произведения искусства – некоторые скульптуры были зарыты здесь, благодаря чему не пострадали. Но многие деревья были повреждены осколками во время бомбёжек и обстрелов, а на территории сада образовались воронки от взрывов.

В 1949 году в Михайловском саду начались реставрационные работы, а через 24 года, в 1973, проведён капитальный ремонт. Тогда же в северо-западной части сада построили теннисный корт.

Новый виток истории

С 1999 года Михайловский сад начал новую жизнь. Теперь он находится в ведении Государственного Русского Музея. Сейчас саду стараются придать такой вид, какой был задуман Росси. Некогда засыпанный пруд восстановлен, проводится реконструкция ажурного чугунного мостика, залечены больные деревья, восстановлен английский луг, разбиты клумбы. Потихоньку, не спеша, но уверенно, Михайловский сад приобретает новый вид. Воистину, всё новое – это хорошо забытое старое. А мы завершаем наше путешествие во времени. Надеемся, что вам было интересно.

Текст: Снежана Холодова

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Похожие статьи: