Сад контрастов

Как известно, всё познаётся в сравнении. Нарисованную на листе бумаги линию мы посчитаем короткой только в том случае, если рядом с ней увидим более длинную. Подобным образом и впечатление от цвета может быть усилено или ослаблено посредством различных сочетаний. Восприятием цвета нашими органами чувств управляют законы цветовой гармонии, поэтому для создания по-настоящему эффектных и живописных растительных композиций на садовом участке необходимо знать основные принципы управления цветом.

Увлечение садоводством способствует расширению кругозора, формированию художественного вкуса и развитию творческого начала. Фото: Григорий ИсаковскийСадовый дизайн можно сравнить с живописью, где растения – это палитра садовода, а сад – его холст. Или с красивой музыкой, складывающейся из гармоничного чередования звуков, – в саду эта неповторимая гармония достигается путём сочетания различных цветов и форм.

Психофизиологами установлено, что цвет воздействует на человека сильнее, чем звук, запах и вкус. Поэтому на садовом участке, куда вы приезжаете отдыхать, особенно важно создать гармоничную цветочную композицию. Для этого необходимо учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму участка и колорит окружающего пейзажа.

История в красках

Фото: Любовь КайгородоваС древних времён цвету приписывались мистические свойства, основанные на особенностях его восприятия человеком. В Европе широко применялась цветовая символика, пришедшая с Древнего Востока: красный цвет означал добродетель, жёлтый – здоровье, зелёный и синий – мудрость, белый – холод и чистоту, чёрный – силу и грех.

В эпоху Возрождения произошёл отказ от символического отношения к цвету и были предприняты первые попытки его изучения. Так, Леонардо да Винчи особо выделял четыре цвета: красный, жёлтый, зелёный и чёрный, с помощью которых он передавал на своих полотнах объём, эффекты светотени и воздушную перспективу. В XVII веке Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, состоящий из семи основных цветов. Кроме них человеческий глаз способен выделить в спектре 16 красных, 29 оранжевых и жёлтых, 30 зелёных, 18 голубых, 5 синих, 30 фиолетовых и около 30 пурпурных оттенков.

Первая научная теория цвета возникла в эпоху Просвещения, когда Исаак Ньютон открыл явление дисперсии света. Он систематизировал цвета и создал первый 7-частный цветовой круг. В XIX в. немецкий учёный Грассман упростил этот круг, введя в него пурпурный, не спектральный цвет. А в XX веке американский учёный А. Манселл добавил к 8-частному кругу Грассмана жёлто-зелёный и зелёно-голубой оттенки, построив 10-частный круг. В Англии и Америке его широко используют в полиграфии и текстильном производстве для подбора гармоничных цветовых пар. Цветовые круги, основанные на дисперсии света, часто называют физическими, или кругами контрастных цветов.

Фото: Любовь КайгородоваСовет

Листва жёлтых оттенков такая же яркая, как и цветки, но сохраняется в композиции гораздо дольше, что необходимо учитывать при создании сезонных групп.

Немецкий поэт и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте занимался теорией цвета на протяжении 40 лет и свои научные положения изложил в книге «Учение о цвете». В отличие от Ньютона, его учение основывалось на восприятии цвета человеческим глазом. Гёте сделал вывод, что наше зрение в ответ на воздействие цветовых раздражителей продуцирует противоположный цвет. Поэтому его принцип построения колористического круга основан на законе цветовой индукции, или взаимного влияния цветов. Гёте построил 6-частный круг, расположив напротив контрастные цвета: красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый.

Фото: Любовь КайгородоваВ ХIХ веке продолжилась модификация этого круга. Смешивая попарно соседние цвета и продолжая удвоение, исследователи создали 12, 24, и 48-частные цветовые круги, по которым можно быстро подобрать гармоничные сочетания. Круги, основанные на законе цветовой индукции, называют кругами дополнительных цветов.

«Нюансы» колорита

Современная колористическая система основывается на 12-частном цветовом круге. В него входят три первичных цвета (красный, жёлтый, синий) и полученные от их смешения вторичные: оранжевый, зелёный и фиолетовый. Между ними расположено шесть промежуточных оттенков, составленных из первичных и вторичных цветов. Это жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный и жёлто-зелёный.

Фото: Анатолий ХаритоновВажнейшими композиционными средствами являются контраст и нюанс. Контраст – это сильно выраженное различие свойств и пространственных форм, привносящее в композицию разнообразие. Нюанс – тонкий переход незначительно различающихся форм, окрасок и пространств. Нередко считают, что гармоничная цветовая композиция может быть основана только на нюансах родственных оттенков. Но гармония предполагает и единство противоположностей, поэтому колоритные композиции могут быть составлены из двух-трёх цветов, между которыми есть чётко выраженные различия. При создании контрастных сочетаний используют цвета, расположенные в 12-частном колористическом круге напротив друг друга.

Совет

В контрастных сочетаниях с красными цветами или желтовато-зелёной листвой растения синих тонов должны располагаться большими группами. Гармоничным считается соотношение площадей, занимаемых жёлтыми и синими растениями в цветнике, равное 3:8.

Существует несколько типов цветовых контрастов, каждый из которых оказывает свойственное только ему зрительное воздействие. Использование их уникальных особенностей позволяет раскрыть все основные художественные возможности цвета. Контрасты различаются по цветовому тону (дополнительные или контрастные пары), по насыщенности (чистые и смешанные цвета) и по количеству света (светлые и тёмные цвета). Контраст по цветовому тону – самый простой; его можно продемонстрировать с помощью основных спектральных цветов. Жёлтый, красный и синий обладают наиболее ярко выраженными различиями, поэтому их сочетание называется основным гармоническим контрастом.

Цветовой тон – это характеристика цвета, которая позволяет сравнивать его с другими цветами спектра, расположенными в круге в строгой последовательности. Сами по себе световые волны окраски не имеют: цвета возникают только при восприятии их человеком или некоторыми животными, имеющими цветовое зрение. Микроскопические колбочки и палочки сетчатки глаза преобразуют световые волны длиной 400–700 миллимикрон в различные цвета.

Таким образом, окраска растения определяется характером отражённых от его поверхности световых лучей. Например, от поверхности листьев или травы отражается, прежде всего, зелёная часть спектра. Другая часть задерживается в их структуре, многочисленно отражаясь от частиц синего и жёлтого пигмента. Поэтому поверхность листа будет казаться нам либо желтоватой (если в его структуре больше жёлтого пигмента), либо голубоватой (если преобладает синий пигмент). И только их равные пропорции обеспечивают нейтральный зелёный цвет листвы.

Окраску цветочных растений обеспечивают краплак, кадмий, кобальт, ультрамарин и другие пигменты. Большинство цветов окрашено в красные и фиолетовые тона, реже встречаются растения с синими и голубыми цветками.

Растительная палитра

Жёлтый цвет: растения с жёлтыми цветами, присутствующие в композиции, обычно являются доминантой, оптически выступая вперёд и притягивая к себе взгляд. Можно перечислить некоторые из них, самые распространённые в садоводстве. Это девясил, манжетка, вербейник, солидаго, коровяк, бузульник, кореопсис, энотера, тысячелистник, подсолнечник, лилейник, пупавка, гелениум.

Приглушенные жёлто-зелёные тона, напротив, являются хорошим фоном для цветов ярких окрасок. Листва жёлтых оттенков такая же яркая, как и цветки, но сохраняется в композиции гораздо дольше, что необходимо учитывать при создании сезонных групп.

Можно объединить растения с ярко-жёлтой листвой и оранжевыми цветами, а приглушённая жёлтая листва создаст изысканную гармонию с зеленовато-жёлтыми цветками. Для осенних садовых композиций хорошо использовать кустарники с жёлтой осенней листвой: бересклет, облепиху, чубушник, лапчатку кустарниковую и другие. Жёлтые декоративно-лиственные растения и злаковые травы вносят умеренную яркость.
А при их сочетании с ярко-красными цветами возникает ассоциация с огнём, потому что жёлтый цвет как бы освещает красный изнутри.
Красный цвет: самый «горячий» из тёплых тонов, ассоциируется с пламенем и кровью, возбуждает и поднимает настроение, что связано с активизацией всех функций организма. Растения красного цвета выдвигаются на передний план, оказывая самое интенсивное тональное воздействие.

Георгины, лихнисы, гладиолусы, монарды, люпины, гвоздики, гравилаты, флоксы, астильба, лилейники, маки, тюльпаны имеют самые разнообразные оттенки: алый, пунцовый, малиновый, бордовый, красно-коричневый, кроваво-красный и другие. При попытке создания из них монохромного «красного цветника» необходимо использовать больше пурпурной листвы в качестве фона и растения спектрального красного цвета. На фоне зелёного газона красные цветы выглядят более насыщенными, поэтому большие красные пятна в саду могут вызывать чувство агрессии.

На белом фоне красные цветы оптически приближаются, на тёмном (чёрном или фиолетовом) – отдаляются и бледнеют. Наиболее контрастно выглядит сочетание красных и синих цветов на нейтральном (белом или сером) фоне.

Синий цвет: холодный и «отдаляющий» – чем дальше от наблюдателя расположены предметы, тем сильнее они кажутся окрашенными в синие тона. Соответственно, цветы синих оттенков сливаются вдали, и рассмотреть их можно только с близкого расстояния. Колокольчик, василёк, синюха, синеголовник, лён, люпин, ирис, дельфиниум, бруннера, печёночница, мускари, обриетта, агератум, ипомея, петуния имеют интересные формы и неповторимые оттенки: кобальт, ультрамарин, васильковый, бирюзовый, цвет морской волны. Окраска этих растений проявляется ярче в композициях с жёлтыми и белыми цветами.

Тёплые оттенки оранжевого цвета усиливают насыщенность синих и сине-зелёных тонов, поэтому в озеленении традиционно используется сочетание различных видов тагетиса и лобелии.

Психофизиологи оценивают синий цвет как тяжёлый и строгий, способствующий затормаживанию физиологических функций. Поэтому для оживления мрачных сочетаний синих цветов с фиолетовыми и тёмно-красными целесообразно включать в композицию растения с цветками светлых тонов: розовыми, кремовыми или белыми.

Зелёный цвет: символизирует мир и плодородие, покой и постоянство; действует успокаивающе, снижает кровяное давление и повышает работоспособность. Оттенки – болотный, салатный, оливковый, изумрудный и другие. В сочетании с тёплыми тонами зелёный отходит на задний план, поэтому на его фоне хорошо выделяются жёлтые и красные цветы. Напротив, синие и фиолетовые тона, гармонируя с зелёным, выдвигают его на передний план. При создании растительных композиций в них часто включают такие декоративно-лиственные растения, как копытень, бадан, горянки, манжетку, молочай, кочедыжник, страусник, щитовник и другие.

Тёмно-зелёная листва усиливает насыщенность розовых и бледно-красных цветов, сине-зелёные листья создают эффект тени, поэтому с ними хорошо сочетаются растения с серебристой или золотистой листвой и голубыми цветками. Желтовато-зелёные листья выглядят светлыми и блестящими, благодаря чему они хорошо гармонируют с цветами абрикосового и жёлтого цвета, а с голубыми и розовато-лиловыми образуют контрастные сочетания.

Королевский контраст

Разработка колористических растительных композиций – сложное, но очень увлекательное занятие. Мне кажется, любой садовод может создать на своём участке гармоничную трёхцветную композицию, которую я сфотографировала прошлой весной в загородной резиденции Английской королевской семьи – Хемптон-Корт. Она является частью миксбордера, расположенного на фоне старинной кирпичной стены, и состоит из лимонно-жёлтого лилейника, красной пеларгонии и синего гелиотропа. Окраска этих растений представляет собой триаду основных цветов.

Контрастную трёхцветную композицию можно также создать из любых других цветов, расположенных в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-частный цветовой круг. Однако необходимо учитывать, что интенсивность контраста по цветовому тону уменьшается по мере того, как цвета удаляются от первичных, и различие между оранжевым, зелёным и фиолетовым будет намного слабее основного гармонического контраста, а воздействие на наблюдателя триады промежуточных оттенков окажется ещё менее выраженным.

Текст: Лидия Макарова, ландшафтный дизайнер,
Член Королевского садового Общества Великобритании RHS

Похожие статьи: