Освещение сада

Освещение в ландшафтном дизайне

С помощью света формируется вечерний и ночной облик сада, который сильно отличается от дневного, так как происходит смена доминант и акцентов. Процесс подбора и размещения светильников в саду близок к работе постановщика света в театре или на съёмочной площадке: нужно подчеркнуть выигрышные ракурсы и элементы ландшафта и построек, скрыть менее удачные, создать атмосферу и поддержать настроение.

Освещение в ландшафтном дизайнеКроме чисто художественных задач, светильники в саду обеспечивают безопасность, подсвечивая дорожки, площадки и ступени. Грамотно спроектированная система освещения превратит дом и сад в место, комфортное для пребывания, а неудачная – испортит всё впечатление. Кроме того, сам дизайн светильников, особенно заметный днём, когда они не включены, – важная деталь садового декора. Проект системы освещения обычно разрабатывается совместно ландшафтным дизайнером и специалистом по освещению, поскольку правильная постановка света в саду требует знаний и опыта.

Типы освещения

Производимый светильником эффект зависит от формы, цвета, интенсивности и направленности светового луча. В зависимости от задач ландшафтное освещение подразделяется на три типа: заливающий свет, сопровождающее освещение и акцентирующая подсветка. Сочетание этих трёх типов и создаёт эффектную игру света в саду.

Освещение в ландшафтном дизайнеЗаливающий свет – это равномерное освещение, наиболее подходящее для подсветки входов в дом, гараж, на площадках для отдыха и занятий спортом. При таком освещении задействуют мощные светильники, располагаемые высоко на столбах или стенах зданий. Заливающий свет визуально уменьшает пространство и на маленьких участках его нужно применять с осторожностью.

Освещение в ландшафтном дизайнеДля выделения дорожек, поворотов, лестниц, входов и подчёркивания рельефа участка применяется сопровождающее освещение. Оно необходимо для того, чтобы избежать травм, поэтому особенно важно подсвечивать перепады уровней на маршрутах движения, переходы через ручьи, изгибы дорог. Обычно используются невысокие или тротуарные (встроенные в поверхность дорожки) светильники, а также светильники, встраиваемые в ступени или подпорные стенки. Низко расположенные светильники одновременно с дорожками подсвечивают растения, фактурный камень подпорных стенок и ступеней, поэтому картина ночного сада оказывается весьма живописной. Особенно хороши тротуарные фонари, встраиваемые в мощение и приглашающие пройти по дорожке в глубь сада. Встроенные в мощение или расположенные чуть выше уровня земли светильники не видны зимой, поскольку покрываются снегом. Поэтому в саду у дома для круглогодичного проживания необходимо использовать не только светильники в мощении или на уровне земли, но и всегда делать подсветку на столбах не менее метра высотой.

Для создания интриги используется акцентирующая подсветка, подчёркивающая элементы ландшафта, садовые постройки и скульптуру, кроны деревьев и кустарников, цветочные композиции. Обычно используются фонари с узким световым потоком, располагаемые на невысоких опорах. Освещение с нескольких точек или со всех сторон, а также подсветка снизу или сверху создают мягкий контур, а фронтальная подсветка с одной точки даёт резкую и графичную светотень. Если объект подсветить сзади определённым образом, то его чёткий тёмный контур будет выделяться на мягко освещённом фоне.

При подсветке фасадов зданий лучше использовать светильники с широким световым лучом и располагать их на расстоянии. За счёт этого постройка будет освещена довольно мягко, детали здания не создадут резких теней, а на стены дома станет падать тень от деревьев, кустарников и садовых объектов, создавая в ветреную погоду интересные эффекты.

Освещение в ландшафтном дизайнеКакие бывают светильники

Современный ассортимент светильников огромен. Для простоты его можно разделить на группы в зависимости от распределения светового потока в пространстве и степени его рассеяния. Существуют общепринятые обозначения групп светильников: парковые, светильники отражённого света, сферические и полусферические, дорожные, столбики (болларды), лунные, встраиваемые и эффектные, светодиодные на солнечных батареях, а также светящиеся скульптуры. Хорошим решением может быть применение светильников, регулируемых по высоте, с перемещением отражателя в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Несомненное преимущество таких устройств в том, что можно изменять угол освещения и создавать различные световые композиции. Мощные приборы для освещения растительности обязательно должны комплектоваться блендами и экранами.

Парковые светильники, как подсказывает их название, не слишком вычурны по дизайну и напоминают те, что используются при освещении городских скверов. Размер варьируется от полуметровых устройств до настоящих фонарей высотой 5 м и более. Дизайн варьируется от повторения классических образцов газовых фонарей XIX века до современных светодиодных конструкций. Поток света направлен в стороны, а не вниз или вверх, поэтому дорожное покрытие освещается плохо, зато видны стволы и кроны деревьев, архитектурные формы и стены зданий. Из-за особенностей конструкции такие фонари довольно сильно слепят, особенно когда высота их невелика. На некотором удалении хорошо виден источник света, но всё окружение скрыто в темноте. Для решения этой проблемы были придуманы парковые светильники отражённого света. Поток света в них от источника направлен вверх и отражается от рефлектора, за счёт чего создаётся яркое, но мягкое освещение, распространяющееся на большую площадь. Особенно широко такие фонари применяются в Скандинавии.

Освещение в ландшафтном дизайнеУ сферических светильников плафон выполнен в виде шара (у полусферических, соответственно, в виде половины шара), а световой поток равномерно направлен во все стороны. Такие фонари тоже слепят зрителя, особенно если в них установлена мощная лампа, поэтому в ландшафтном освещении они не слишком уместны, поскольку либо ослепляют, либо не дают достаточно света. Полусферические светильники не столь броские, поскольку в них верхняя часть – отражатель, направляющий лучи света в стороны и вниз.

Поток света дорожных светильников направлен строго вниз, чтобы освещать дорожку, но не слепить. Высотой они бывают от 0,5 до 1,5 м. Дизайн их может быть разнообразен – от фонарей классического дизайна до современных изысканных форм.

Болларды весьма популярны сегодня в наших садах, поскольку придают им строгий и современный вид, но сами не особо заметны днём. Они представляют собой столбики простой – круглой или квадратной в сечении – формы, изготовлены из металла, камня или пластика, высотой от 0,5 до 1 м. Чтобы не было ослепления зрителя, лучше использовать фонари с плафонами или отражателями, направляющими свет вниз. Этот тип светильников незаменим как элемент сопровождающего освещения для дорожек и площадок. Кроме того, зимой они редко полностью закрываются снегом.

В противоположность дорожным, у встраиваемых светильников световой поток направлен строго вертикально относительно поверхности плафона. Их конструкция рассчитана на то, что их встраивают в горизонтальные и вертикальные поверхности. Плафоны бывают не только прозрачные и молочные, но и других расцветок. Есть модели на основе светодиодов, запаянных в монолитный блок закалённого стекла, по размерам соответствующие брусчатке, плитке или клинкеру. Таким образом, их можно встроить прямо в мощение, и внешне они почти не будут отличаться от его элементов. Наиболее эффектен световой пунктир из них вдоль края дорожки. Встраиваемые светильники могут иметь довольно мощный световой поток, поэтому их можно использовать для подсветки стволов и крон деревьев, малых архитектурных форм, ландшафтных композиций и подчёркивания фактуры мощения и подпорных стенок. Сами источники света оказываются скрытыми от глаз наблюдателя, снабжены кожухами и отражателями, поэтому не слепят в темноте и не портят вид сада днём, вторгаясь чужеродным объектом.

Освещение в ландшафтном дизайнеВ последнее время приобрели популярность так называемые лунные светильники, крепящиеся на ветви деревьев с помощью прищепок или другими нетравматическими для растения способами. Их название не случайно – неяркий рассеянный свет, создаваемый этими, преимущественно светодиодными, лампами, имитирует луну, светящую сквозь ветви дерева и создающую не слишком резкие тени. По этой причине их лучше вешать не на нижние ветви дерева, а выше в кроне, чтобы возникала интересная игра света и тени. Если повесить такой фонарь на нижние ветви, то он будет работать как люстра, под которой человека будет видно всем, но для него самого окружающее будет растворяться в темноте.

В задачу эффектных светильников входит создание световых пятен на поверхностях построек и высвечивание тех или иных садовых объектов. Поэтому их световой поток направленный, обычно узкий и яркий, поэтому важно расположить их так, чтобы они не ослепляли зрителя.

В последнее время благодаря невысокой цене стали популярны светодиодные фонарики с солнечными батареями и аккумулятором, выполненные в разном дизайне. Днём батареи вырабатывают электричество, запасаемое аккумулятором, а с наступлением темноты по сигналу датчика света включаются светодиоды. Свет их не ярок и распространяется на небольшую площадь, поэтому они играют в большей степени роль маяков, мягким светом отмечающих те или иные уголки сада.

Освещение в ландшафтном дизайнеПо мере развития технологий освещения появились возможности создавать светильники произвольной формы. Сегодня разнообразные светящиеся объекты-скульптуры можно без труда подобрать для сада в любом стиле, но лучше всего они вписываются в современный сад. Форма таких светильников бывает самой разной – от простых геометрических фигур до весьма сложных и изысканных. Ставшее уже классическим дизайнерское решение – светящийся белый шар, размер которого может быть существенным, до 1 м в диаметре. Если такой светильник поместить в цветнике «новой волны» из луговых многолетников, то он структурирует его не хуже, чем формованная живая изгородь. Небольшие скульптурные светильники можно спрятать среди ветвей деревьев, где они будут малозаметны до того, как их включат. Любопытны и светящиеся контейнеры для деревьев.

Освещение в ландшафтном дизайнеУдачно подсвеченный водоём всегда становится заметным явлением в саду. Неудивительно, что подсветка водоёмов – это отдельный раздел в световых системах. Для пруда природного стиля, где вода не очень прозрачна и в изобилии присутствует растительность, лучше выбирать модели с тёплым желтовато-белым светом. В бассейнах с кристально чистой водой следует использовать светильники с голубоватым светом, который подчеркнёт чистоту воды и красоту отделки бассейна.

Особенности проектирования

Проект системы освещения нужно сделать до начала работ на участке. В ходе проектирования вначале выбирают важные зрительные перспективы: вид из окна на сад, со стороны подъездной дороги на дом, из беседки и т.д. Каждую из перспектив предстоит выстроить в соответствии с предполагаемым сценарием. Для создания визуальной среды используются различные оптические эффекты и особенности восприятия света. Известно, что человек себя чувствует в большей безопасности тогда, когда сам находится в относительно тёмном месте, но видимые глазом границы хорошо освещены. Видимо, эти предпочтения достались нам от далёких предков, опасающихся скрытых в темноте хищников. При движении нам приятнее перемещаться от слабо освещённого участка к более освещённому, а не наоборот.

С помощью освещения можно регулировать пути движения людей на участке, создавая сценарии, при которых гости будут склонны перемещаться по тем или иным зонам. Поэтому проект освещения всегда составляют для конкретного участка с учётом расположения построек, дорожек, площадок и видовых точек, которые могут отличаться от тех, которые работают в светлое время суток. Так, днём центром притяжения может стать виста или заимствованный пейзаж, а ночью, когда это всё скрыто в темноте, на первую роль будут выходить силуэты деревьев, вычерченные на фоне тёмного неба лучами света. Освещение объектов ландшафта и растений создаётся с двумя целями – делает их заметными в ночном саду и выявляет их форму, цвет и фактуру. Дорожки размечают с помощью ритма светильников и направленности их лучей, тем самым задавая направление движения. Ряд светильников, поставленных вдоль монотонной стены или забора, сократят их, делая не столь длинными.

Освещение в ландшафтном дизайнеОсвещение растений также имеет свои особенности. Расположение светильников зависит от высоты и формы растений. Те многолетники и небольшие кустарники до метра высотой, что мы рассматриваем сверху, лучше и освещать сверху. Плотные заросли деревьев освещают с одной или двух сторон, крону одиночного дерева подсвечивают снизу, а куст – изнутри. Высокие кустарники и деревья, на которые мы смотрим снизу вверх, так же лучше и освещать – с помощью прожекторов, установленных под их кронами. Их желательно располагать так, чтобы свет не бил в глаза. Для высоких деревьев светильники размещаются выше человеческого роста, на столбе или стене. Одновременно на опоре можно разместить и направленный вниз фонарь, освещающий дорожку или цветник сверху. Стриженые живые изгороди и топиары, перголы, мостики и скульптура нуждаются в более деликатной подсветке, подчёркивающей их силуэты, фактуру материала и наиболее важные элементы.

При выборе светильников и их размещении в саду следует учитывать то, в каком направлении они светят: ведь в темноте даже неяркий свет может быть слепящим для глаз. По этой причине лучше выбирать и устанавливать фонари так, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Лучше использовать большее число светильников с менее мощными лампами, чем меньшее – с более мощными. Это позволяет более мягко и равномерно осветить сад, избегая резких контрастов между более и менее освещёнными уголками. Большое внимание следует уделить дизайну самого светильника – он должен сочетаться с другими элементами декора сада и дома.

Цветное освещение особенно хорошо выглядит при подсветке водных объектов или зимой, когда снег выступает экраном для цветовой феерии. Главное, чтобы сохранилась целостность композиционного замысла. Можно выбирать контрастные или близкие цвета (жёлто-красные или сине-зелёные), используя один цвет в качестве фона, а другой – как акцент. Применяют и подсветку с периодически изменяющимися цветами. Современные светодиодные системы позволяют получать практически любой оттенок и менять его согласно программе. Садовое освещение можно подключить к системе «умного дома» и управлять им, не выходя из комнаты. Очень интересный эффект создают светящиеся шары, плавающие на поверхности воды или лежащие на снегу. Есть и сезонные отличия, связанные с цветовой гаммой сада и формами растений. Летней ночью растения лучше выглядят, если освещены тёплыми оттенками света, которые лучше подчёркивают пышную крону и фактурные листья. Зимой красивее выглядит холодная подсветка, в лучах которой снег приобретает благородный синеватый оттенок. Растения тоже становятся «холоднее», и на смену пышности и цвету приходит графика ветвей, которая особенно хороша в контровом свете.

При проектировании системы желательно предусмотреть возможность раздельного включения разных зон, предусмотрев разные сценарии светового шоу в саду. Кроме того, полезно разделить систему на летнюю и всесезонную части так, чтобы можно было включать разные группы светильников. Зимние маршруты передвижения по саду отличаются от летних, они, фактически, ограничены центральными дорожками, поэтому узкие тропинки подсвечивать нет нужды, но необходимо подсветить лестницы и склоны.

Технические аспекты

Системы садового освещения рассчитаны либо на обычное сетевое напряжение, либо на 12 В. Вторые обычно дороже, но в итоге оказываются безопаснее и экономичнее. В последнее время, по мере развития светодиодных технологий, всё чаще применяются низковольтные системы. Ситуация, когда при работах в саду кабель перерубается лопатой, случается нередко и избежать её можно, заглубив его и хорошо документировав систему освещения. При монтаже важно надёжно защитить кабель от повреждений, особенно высоковольтный, уложив его в бронированные кабель-каналы. В водоёмах можно использовать только низковольтные системы.
В светильниках используются различные типы ламп: накаливания, галогенные и светодиоды. Люминесцентные (энергосберегающие) в нашем климате практически не применяются из-за плохой переносимости ими низких температур. Необходимо учитывать и температуру светильников: горячие лампы вблизи побегов и листвы повреждают растения – это особенно важно учитывать при размещении гирлянд, непосредственно соприкасающихся с ветками деревьев. Впрочем, сегодня и в них всё чаще используются слабогреющиеся, экономичные и долговечные светодиоды.

Текст и фото: Виктор Тропченко

Ландшафтные решения №1(18) 2015

 

Похожие статьи: