В Санкт-Петербургском центре ландшафтного искусства «Зеленая Стрела» в начале апреля провела семинары и прочитала лекцию всемирно известный британский садовый дизайнер Розмари Александер. Полная энергии, элегантная Розмари заражает своею страстью к созданию садов любую аудиторию – читателей своих книг и статей, телезрителей, студентов возглавляемой ею школы садового дизайна в Челси, слушателей лекций по всему миру и тех, кому удается совершить под её руководством поездку по садам.
Розмари Александр поделилась с читателями нашего журнала своими мыслями об английском садовом дизайне, его истории, современных тенденциях и дала несколько полезных практических советов.
– Расскажите, как Вы поняли, что хотите делать ландшафтный дизайн сада?
Когда мне было 22 года, мы купили довольно большой сад в Шотландии площадью 22 акра, мой муж был профессиональным гольфистом, и я поняла, что и мне надо чем-то занять своё время. Мы наняли садового дизайнера, который приезжал из Эдинбурга обсуждать со мной планы ландшафта сада, и меня вдруг это всё очень заинтересовало. Потом мне попала в руки книга, написанная очень известным американским ландшафтным дизайнером Ленингом Руппом, и эта книга изменила мою жизнь.
– В XVIII веке в Англии зародился стиль свободной планировки сада, получивший название «английский», что изменилось в ландшафтах садов за последние 2 века?
Чтобы понять сад нужно знать достаточно хорошо историю садов. Первоначально было два типа садов: одни принадлежали состоятельным людям, которые могли позволить себе команду садовников, а другие принадлежали жителям деревень, работающим на фермах, которые не могли пользоваться услугами садовых дизайнеров, они просто коллекционировали растения и обменивались ими с соседями. После Второй Мировой войны люди были вынуждены сократить размеры садов и расходы на них, не хватало рабочей силы, чтобы за ними ухаживать, так постепенно сады менялись в сторону более простых в уходе.
– Термин «английский сад» часто применяется в России не только к историческим ландшафтным садам, подразумевается и небольшой сад свободной планировки с лужайками и миксбордерами. Подходит ли это под характеристику «Английского сада»?
Мне кажется, что в России слишком сложно повторить «английский сад», в котором важную роль играют травянистые многолетники, а в вашем климате предпочтение приходится отдавать кустарникам или хвойным растениям, которые не так популярны в Англии. В ваших условиях скорее можно создать некую интерпретацию Английского сада, но со своими растениями.
– И, к сожалению, у нас практически не приживается самшит.
Да у вас его нет, но возможно к счастью, так как в Англии в данный момент многие убирают его из садов из-за распространившегося грибкового заболевания. Я не переживу, если придется убрать самшит из моего сада, это очень важный элемент.
– Что по вашему мнению влияет больше на изменения в стиле садового дизайна: технологии, экономика, общественное сознание?
Думаю, что сейчас это экономика и желание немедленно достичь результата, люди хотят чего-то, что позволит получить красивый и эффектный сад очень быстро. В предыдущие годы сажали в большем количестве кустарники и к ним добавляли травянистые многолетники, сейчас медленно растущие кусты заменяют травянистыми растениями. В питомниках появляются всё новые разновидности каждые несколько месяцев, и новизна и экзотичность растений тоже привлекают к ним интерес.
– Всё более широкое применение новых материалов и технологий в английских садах, приводит к тому, что дизайн вытесняет садоводство, это по-вашему мнению, естественный процесс, или он подстегивается рекламой производителей?
Самое сильное влияние оказывают журналы и телевидение. У большинства людей сады небольшого размера, журналы и телепередачи сконцентрированы на маленьких садах и вещах, которые себе могут позволить их владельцы. Можно видеть, к примеру, много различных цветочных контейнеров и вазонов современного дизайна из новых лёгких материалов, подходящих для людей, которые хотят достичь немедленного эффекта в саду.
– Достижение немедленного эффекта не означает, что он будет краткосрочным?
Нет, обычно в контейнерах растения проживут 5-6 лет. К примеру, молодая пара ограничена во времени и деньгах. Они идут в садовый центр и покупают себе такой сад сразу.
– Кажется ли Вам положительным влияние подобных телепередач и публикаций в журналах на садовый дизайн как искусство?
Да, я считаю положительным все, что привлекает внимание публики к садам.
– В Англии обращает внимание количество открытых для посещения исторических садов, управляющихся с помощью фондов, таких, как Фонд национального Наследия. Вы ведь арендовали в течение 12 лет дом XV века, и восстановили там сад, пользующийся огромной популярностью у любителей садового туризма.
Да, это сад Стоунакр, когда я получила его, он был в удручающем состоянии, и Фонд Национальный Траст был бы вынужден закрыть его для посещения, и я совершенно вопреки разуму, взялась за него! Через двенадцать лет, когда я решила его оставить, у нас уже было более 5000 посетителей в год.
– Было бы интересно узнать Ваше мнение о реставрации исторических садов. В Санкт-Петербурге недавно был открыт после многолетних восстановительных работ Летний Сад, созданный ещё при Петре I как регулярный, но в дальнейшем разросшийся и содержавшийся скорее как пейзажный. Возвращение ему облика регулярного сада вызвало дискуссии не только в профессиональном сообществе, но и среди петербургской публики, чему нельзя не порадоваться, как факту роста интереса к садам. Как Вам кажется, стоит ли исторический сад восстанавливать в виде максимально приближённом к первоначальному, или больше думать о его красоте и привлекательности?
Думаю, что правильным было бы интерпретировать, что было в саду в прошлом, но на современный лад. Сегодня у нас так много растений, из которых можно создать столько интересного. Нужно попытаться создать эффект исторического стиля, но с помощью современных материалов.
– Вы имеете в виду, донести до публики замысел создателя сада?
Да, и интереснее будет, если предоставить посетителям описания, что сделано и почему. Если вернуться к садам, возникшим 200 лет назад, то растения в них нам сегодня покажутся очень-очень скучными. Думаю надо решать, хотите ли вы создать что-то абсолютно исторически достоверное, то есть реставрацию, или это будет современная интерпретация.
– В исторических парках старые переросшие деревья, страдающие от плохой экологии, не самого привлекательного вида не дают возможности выращивать что-то под их кронами, но их нельзя удалить по нашему законодательству.
В Великобритании Фонды Национального Наследия и Национальный Траст, с которыми я очень дружна делают очень много для сохранения исторических садов, но даже они удаляют довольно много старых деревьев.
– Как вы поступили в Стоунакр? Создали новый сад?
Да, там никогда не было интересного сада, охраняемым был только дом XV века. Собственно в Англии в XV веке и не было садов. Но, я думаю, что я всё-таки придерживалась первоначальной идеи, особенно в части «летнего сада», где я создала подобие партера в форме многоугольника и узелковый сад, это можно считать интерпретацией исторического сада, но я сержусь, когда люди говорят, что сад я восстановила, там было нечего восстанавливать!
– Я где-то прочитала Ваше высказывание «Природу нельзя обмануть». Что Вы имели в виду?
Да, это так, но даже я иногда пытаюсь «обмануть природу». Если я знаю, что растение любит кислую почву и растёт в моей родной Шотландии, я всё равно попробую посадить его в своем саду. Обычно оно погибает. Может быть, оно ещё поживет два-три года, но когда корни достигнут естественной почвы, оно умрёт. Можно «обмануть природу», только если вы выращиваете растения в контейнерах, где почву можно создать искусственно. Начинающий садовод должен узнать, откуда родом растение – из Финляндии, с юга Франции, Китая или Азии и создать похожие условия.
– Начинающие садоводы-любители, да и садовые дизайнеры, часто хотят иметь множество разнообразных растений в своих садах и в садах своих клиентов. Какой Вы бы им дали совет?
Меньше видов растений, но в большем количестве одинаковых растений в группе. Это воспринимается глазом намного спокойнее. К примеру, список видов растений для сада достигает 30. Сократите его до 15, но повторите одни и те же виды, то есть вместо 2-3 растений одного вида у вас будет, к примеру – 7. Я обычно думаю о трёх, далее пяти, одиннадцати и пятнадцати каждого вида, в зависимости от их размера. Три для самых крупных, для деревьев, к примеру, и пятнадцать – для самых мелких (например луковичных). Но количество видов, конечно, можно увеличить в садах большого размера. Люди слишком часто сажают слишком много разнообразных растений в садах, и сад выглядит неопрятно.
– В июне в Санкт-Петербурге в Михайловском саду состоится уже 6-й Фестиваль садов, это возможность показать нашей публике, что могут создавать садовые дизайнеры. Как вы относитесь к садовым фестивалям?
Фестивалю цветов в Челси в этом году исполнится 100 лет. Он начинался, как очень небольшой, но постепенно разрастался, просто потому, что рос интерес публики к садам и садоводству.
– Как по-вашему, демонстрирует ли Фестиваль в Челси новые модные тенденции в садовом дизайне, или это больше демонстрация возможностей компаний-спонсоров и продвижение новых материалов производителями?
Хорошо, что помимо больших садов на главной аллее, есть площадки для небольших «дворовых» садиков и сейчас появилась новая номинация – зелёные сады, то есть огороды. Теперь владельцы небольших садов, могут увидеть, что можно сделать на небольшом пространстве. Люди ищут подсказки и вдохновения на этих шоу.
– Но всё-таки на большинство садов в Челси потрачены большие деньги и из них не многие вещи можно повторить в своих садах.
В прошлом году после выставки в Челси я сказала, что мы слишком далеко ушли в сторону тех, кто может себе позволить строительство высоких стен, посадку высоких деревьев, что надо вернуться к более простому стилю. На севере в Чешире Тотемпарке тоже проходит Выставка садов. Сады там намного проще, так как не имеют большого бюджета, ведь в Челси все сады, даже небольшие, построены на деньги спонсоров. И проблема в том, что если спонсор делает большие статуи или контейнеры, которые не нравятся дизайнеру, он всё равно будет вынужден использовать их. То есть спонсор влияет на то, каким должен быть сад. В Тотемпарке выставляются молодые дизайнеры, это интересно. Они делают концептуальные сады – это новая тенденция. Концептуальный сад связан с изобразительным искусством. Концепцией может стать, к примеру, картина Матисса, или Малевича и сад будет её представлять каким-то образом.
– То есть концептуальные сады уже ближе по стилю к современному искусству?
Да, дизайнер Тони Хейвуд делает интереснейшие концептуальные сады, самые лучшие.
– Возрождается ли мода на «дикие сады» как уже бывало в прошлом?
Да, на них появляется мода, но это теперь скорее движение по привлечению в сад обитателей дикой природы – лягушек, насекомых, бабочек, потому что, если вы возьметесь за создания сада дикой природы без достаточных знаний, всё закончится неприглядным садом полным сорняков. Надо различать сад дикорастущих цветов и экологический сад. Мы также должны помнить о вредных выбросах, приводящих к глобальному потеплению, сокращать количество привозных растений и способствовать использованию местных.
– Количество газонов, которые стригут с помощью машин, а не овец, как раньше, таким образом будет сокращаться, как затратное и вредное для окружающей среды?
Да, и я заметила в работах садовых дизайнеров в России, что вы засеиваете большие площади травой, мы уже не используем газон в таком количестве, мы используем другие материалы – гравий, камень, дерево, ведь траву надо косить, иногда дважды в неделю. Я видела в России очень красивые сады, сделанные с большими камнями. Конечно, надо учитывать ваши местные условия, такие как снег, но пытайтесь найти материалы, которые требуют меньше трудозатрат при эксплуатации.
– Сады в английских городах выглядят очень ухоженными, но в них не видно постоянно работающих людей.
За большинством садов ухаживают по контракту на общее обслуживание профессиональные компании, их очень много в последнее время, они могут приходить раз в месяц или раз в неделю. В моем саду помощник работает 2 раза в неделю, а я сама все выходные.
– Мы видим, что современный садовый дизайнер в своей работе должен учитывать и стоимость обслуживания, и проблемы экологии, и изменения в садовой моде, и всё же кем в большей степени должен быть создатель садов – художником или садоводом?
Я повторю, то, что уже когда-то говорила: у садового дизайнера должно быть мышление архитектора, глаз художника и понимание растений садовника.
Редакция благодарит Дмитрия Баранова и Екатерину Петрову за помощь в организации интервью.
Текст: Елена Маркитантова
Фото: Розмари Александер, Вела Португальская
Ландшафтные решения №1(14) 2013
Похожие статьи:
- Дизайн растительных композиций
- Зеленая гостиная
- Шесть советов начинающим землевладельцам
- Советы ландшафтного дизайнера: как скрыться от глаз соседей