Провинциальная элегия

Всё плохое в прошлом уже потускнело и забылось, а всё хорошее стало ещё ярче. Популярность стиля «прованс» в наши дни – отличный пример того, как ретро может быть актуальным.

Стиль «прованс», или «Дворянский усадебный стиль», сформировался в 19 веке в юговосточной части Франции, – благодатном крае, раскинувшемся на лазурном побережье Средиземного моря. Там, вдали от столичного шума, в провинции, он приобрёл своё благородное и лаконичное звучание, в котором до сих пор слышны лёгкие ностальгические нотки по простоте провинциального быта.

Психологическими предпосылками для формирования стиля «прованс» в доме служит идея традиционности, связи с самобытной культурой «от земли» (от лат. provincia – давать побеги), ощущение гармонии сельской жизни, с её неторопливым укладом и естественными ритмами. Принципиальная удалённость от мегаполиса предполагает широкое использование природных элементов и, «вдали от шума городского», умиротворённость в линиях и деталях интерьера.

Эстетика «прованса» обладает некоторым набором универсальных стилевых характеристик, которые подойдут для загородного дома любой страны, что и сделало это дизайнерское направление таким востребованным во всём мире. Чтобы воспроизвести этот культурный код в вашем доме, необходимо знать его основные закономерности.

Доминирующая черта стиля «прованс» – его неразрывное единство с природой, проявляющееся в фактуре драпировок, цветовой палитре или отделочных материалах.

Дизайнерская задача воспроизведения стиля «прованс» состоит в том, чтобы создать новую художественную реальность, наполненную синтезом природы и быта, старины и современности. Чем достигается эффект присутствия природы в интерьере? Прежде всего, натуральными материалами, такими как дерево, камень, фарфор. Всем тем, что хранит традиции французской глубинки. При этом каждый материал стилизуется под «старину».

Совет

Создавая интерьер в прованском стиле, не торопитесь. По-настоящему «вкусный интерьер» создается постепенно путем подбора подлинной деревенской керамики, потертой мебели, льняных вышитых салфеток, домотканых покрывал. Этот стиль лаконичен, но весьма разнообразен. Он может быть как скромным, так и роскошным.

Елена Нилова,
руководитель дизайн-бюро «Фьюжн»

Дерево

Свойства древесины – экологичность и натуральность – идеально подходят философии «прованса». Стилевые особенности этого материала, возможность сохранения текстуры, естественного узора и сучков делают его очень привлекательным. К тому же, можно добиться эффекта «состаренного» дерева – на вашей мебели появится потускневший лак, потёртости и сколы, сточенные острые углы и даже следы жучка – древоточины. Для «стильных» дефектов поверхности дерева применяют технику браширования: мягкие волокна дерева выскребают жёсткой металлической щёткой, затем усиливают эффект с помощью морилки, которая затемняет продолговатые впадинки. В результате: впечатление многолетнего износа, рассыхания древесины. Все деревянные изделия вашего дома: приземистые шкафы, комоды, буфеты, широкие лавки, наличники, экраны для батарей, каминные полки, арки могут облагородиться антикварным эффектом. Притом, с различной фактурой, в зависимости от породы дерева. Для «прованса» подойдут дуб, каштан, орех, бук – любая натуральная древесина, а также лущёный и строганый шпон.

Традиционным для «прованса» считается дерево морёное в тёмные тона (пропитанное, но не прокрашенное), для большей историчности и функциональности можно покрывать мебель воском. Один из характерных элементов «прованса» – крупные округлые балки, служившие когда­то для прошивки потолка. В современном коттедже фальш­балки могут носить исключительно декоративный характер. И, конечно, деревянные ставни на окнах, которые постаринному красивы – с богатым узором, коваными петлями и крючком, и посовременному функциональны – защищают от солнца.

Металл

Кованый металл великолепно сочетается с теплом натуральной древесины и считается одним из отличительных признаков «прованса». Литые побеги, листья и цветы на спинках деревянных кроватей, на люстрах, на ручках дверей – точно живые, даже в соседстве с деревом. Металлическим изделиям также необходимо придать полувековой «стаж» с помощью искусственной патины – налёта, образующегося на поверхности декоративных изделий с помощью специальных кислот. И, конечно же, не стоит забывать о респектабельности благородных металлов, особенно патинированных: изделия смотрятся более эффектно, если декорировать их под золото, серебро, платину, а также классическую бронзу.

Керамика

Это излюбленный декоративный материал «прованса». Тонкость, энергия и звон фарфора – для декоративных изделий, прочность и белизна – для посуды и сантехники. «Деревенская» керамика – это отличительная черта стиля «прованс». Классикой жанра считается терракотовая плитка на полу в форме сот. Терракота – это глина, которая после обжига приобретает грубозернистую фактуру и градиент от светлокремового до краснокоричневого цвета. Терракота идеально подойдёт для изразцов, различных архитектурных деталей, скульптуры, ваз для цветов, кувшинов и т. д.

Камень

Для террасы и внешнего убранства дома в стиле «прованс» используют камень и кирпич, также достоверно «состарившиеся». Удачной идеей для стены дома может стать эклектика: несимметричное сочетание оштукатуренных фрагментов с частично сохранённой каменной кладкой. На юге Франции уже не первый век популярен камень моллас – белозолотистый известняковый песчаник, – который можно использовать в каминных кладках и в декорировании стен.

Одно из модных направлений в рамках стиля «прованс» – использование восстановленных материалов. Восстановление материалов, применявшихся ранее в архитектуре и интерьере зданий, достигается очисткой, современной декоративной отделкой, повторной полировкой, изменением размеров и форм. Такие технологии придают элементам экстерьера новую жизнь и удивительную свежесть.

>Совет

Прованский стиль особенно привлекателен для людей, стремящихся быть ближе к природе. Он несет в себе обаяние домашнего очага, комфорта, ощущение лета на берегу океана. Образ жизни в целом пробудил интерес к домашним интерьерам, создаваемым под влиянием обстановки курортных местечек. Построив под Петербургом свой собственный уголок южной Франции, не придется утомлять себя и свою семью долгими авиа-перелетами, таможенными хлопотами и общением с туристическими компаниями.

Елена Нилова,
руководитель дизайн-бюро «Фьюжн»

Ткани

Стиль «прованс», с точки зрения тканей, это, прежде всего, текстиль. Постельное бельё, дорожки, салфетки, обойные ткани – из классического для провинции льна. Грубая конопляная пенька подойдёт для декоративного плетения и мебельной ткани. Для драпировок и кружева – хлопок, а специально для холодной балтийской зимы – шерстяные одеяла, пледы, ковры и обивочные ткани. Жаккардовые ковры и скатерти тоже вполне воссоздадут «старину» своим крупным рисунком, особенно, если он будет «деревенским» по своей тематике – с флористическим или геометрическим орнаментом. Можно смело бросить у камина овечью шкурку, а прихожую декорировать циновками из соломы, лыка, камыша, тростника – всего природного богатства натуральных плетёнок. Кухня не обойдётся без салфеток с мережкой – сквозной узорчатой прошивкой на ткани методом выдёргивания поперечных ниток.

Все помещения вашего дома, особенно прихожую и гостиную, нужно «одеть» тканями. Домотканые чехлы и ковры; всегда укрытый скатертью стол; стены, обитые натуральным льном и набивным хлопком....А всю диагональ вашего плазменного телеэкрана можно декорировать наивными шторками с кантом или бахромой. Превыше всего ценятся ткани ручной работы – вышитые полотенца, вязанные «кружком» или «плиточкой» коврики. Создается ощущение, что их только что достали из «бабушкиного сундука», и вы словно возвращаетесь в детство. Для истинных ценителей тканей, стремящихся к самым высоким образцам украшения дома – батик, живопись по шёлку и благородный гобелен.

Цвета «прованса»

Дом в стиле «прованс» – это солнечное, светлое и просторное жилище в окружении цветущих лугов и сада. Исходя из этого, выбираются и цвета интерьера: тепло естественного освещения дарит охра всех оттенков, «мокрый песок», бежевый, солнечножёлтый цвет и мягкий «абрикос». Они прекрасно сочетаются с «позолоченными» деталями и плетёной мебелью. Фасады мебели, дверей могут иметь более насыщенный оттенок – полыни или респектабельного коричневого, чтобы контрастировать со светлыми обоями, мелкий «травянистый» или «цветочный» узор на которых может смотреться современно, и при этом не нарушать провинциальных традиций. Среди пастельных тонов стен будут шикарно смотреться многоцветные ковры.

Напоследок, краткое руководство из пяти важных правил «жанра» по созданию стиля «прованс» для загородного дома:
1. Как говорится, вкус – это эстетическая совесть. Чтобы ваша совесть была чиста, помните, что настоящая изысканность «прованса» в его подчёркнутой скромности и умиротворённости, которая не терпит «китча». Это четкая геометрия, простота силуэтов. Эффекты достигаются минимумом средств. Достаточно одной детали. Гербарий из сухих трав, колосков, скромных гроздьев ягод и приглушённо­яркого цветка лаванды – станет символом плодородия в незатейливом кувшинчике у окна. Многие толкователи стиля «прованс» принимают любовь французских провинциалов к безделушкам за эталон стиля и советуют не бояться избытка деталей. Позволим себе с ними не согласиться. При стилизации интерьера в духе «прованса» мы должны избегать «комплекса провинциала», который норовит притащить в дом любую симпатичную вещицу и водрузить её среди десятков таких же на каминную полку. Лаконичность «стильна» и изящна.

2. Правило номер два – «блюсти» стиль. Будьте верны своему выбору и не сочетайте несочетаемое. Никаких хай­теков, техногенных и ультрамодных аксессуаров. Все «инородные» детали необходимо «заключить» в рамки стиля: телевизор – в консоль, холодильник расписать неброским орнаментом, городскую мебель укрыть провинциальными чехлами и пледами. «Прованс», как разновидность «кантри», сочетается только с вашим национальным «деревенским» стилем. Все, что вы помните о русской деревне, придется и ко французскому «двору».

3. Если вы в затруднении, – какой узор, цвет, линию, деталь выбрать для вашего провинциального парадиза, то обратитесь к природе. Южная Франция – это не только «рог природного изобилия», но и неиссякаемый источник вашего творческого вдохновения. Вот знаменитая кухня «прованса»: лавандовый мёд, лимон и сыр, нежный розмарин, миндаль и оливки – видите ли вы эту палитру? Она годится для интерьера вашей кухни. А вьющийся хмель и виноград, подсолнечные поля, силуэты пиний, кипарисов и самшитовых кустов, подскажут вам декоративный узор и линию.

4. Создавать «прованс», нужно не торопясь, провинция не любит суеты. Наполнять свой дом циновками, вазами, фарфором, вышитыми занавесками нужно с истинным терпением коллекционера.

5. Если вы сомневаетесь, не разрушит ли примеченная вами вещь из антикварной лавки стилевого единства «прованса», то сформулируйте такой вопрос: а могла ли эта вещь достаться вам в наследство от бабушки (в идеале: от вашей французской бабушки)? При положительном ответе – покупайте, и смело инсталлируйте в интерьер.

Совет

Для террасы и внешнего убранства дома в стиле «прованс» используют камень и кирпич, также достоверно «состарившиеся». Удачной идеей для стены дома может стать эклектика: несимметричное сочетание оштукатуренных фрагментов с частично сохранённой каменной кладкой.

Старые­-новые идеи для вашего загородного дома в стиле «прованс»:

Дверной молоток из патинированной бронзы вместо электрического звонка.
Балясины у лестниц должны быть массивными, похожими на скалку или кеглю, а поручни – широкими, как во французских фильмах.
«Крестьянский» рукомойник, как декоративная деталь, может украсить веранду или кухню; керамика или «состаренное» железо – будут ему впору.
Декоративный элемент у основания здания – завалинка (невысокая земляная насыпь вокруг внешней стены избы) – может стать своеобразной аллюзией на сказы Бажова, если верхний слой земли покрыть декоративным камнем или натуральным полевым шпатом.
В традициях «прованса» эффектно смотрятся рамки в форме овала, квадрата или окружности, многократно, словно гиперссылки, вставленные одна в другую.

Текст: Ольга Поливцева

«Загородное строительство», № 3 (31), 2008 г.

 

Похожие статьи: