Неувядаемая фреска

Фреска (от итал., «a fresco» — письмо по сырому) — один из самых старинных и «уважаемых» способов украшать интерьер и экстерьер домов, усадеб, дворцов, храмов... Ему уже более четырёх тысяч лет! Несмотря на свою долговечность (срок службы фрески не ограничивается несколькими веками), она не наскучивает, а лишь приобретает изысканность, благородство, глубину и, как это ни странно, актуальность.


Сегодня фресками принято называть любое настенное или потолочное покрытие, которое выглядит как старинные образцы, независимо от техники их изготовления. Это может быть и настенная живопись акрилом, и фрески-обои на флизелиновой или самоклеющейся основе, и переводные «фрески», и прочее. Чтобы обозначить собственно технику фрески иногда используют термин «буон фреска» или «чистая фреска».

«Буон фреска»

«Чистая фреска» требует больших физических и эмоциональных затрат, продолжительного времени изготовления, точности в работе, соответственно, она намного дороже, своих «собратьев».

Совет

Классическая фреска - дорогое удовольствие. Её изготовление в своём интерьере могут позволить себе лишь истинные ценители старых технологий. Для большинства людей будет вполне достаточно росписи акриловыми красками на стенах или потолке. Это достаточно экономичный и, в некоторых случаях, не трудоёмкий процесс.

Дионисий Березовский, арт-директор студии «Rare Masters»

Технология производства «чистой фрески» очень трудоёмка. Сначала накладывают несколько слоёв специально приготовленного цемента (штукатурки, грунта), который состоит из извести и кремневого песка, предварительно очищенного от сора. Последний слой нужно наносить частями и ровно то количество, которое художник в состоянии расписать за 3–12 часов, пока грунт остается влажным (но не мокрым). Если не расписанная штукатурка высохла, то её придётся соскабливать и снова покрывать цементом. Краски, которыми наносится фреска, должны иметь минеральное происхождение, сегодня, правда, обычно используют акрил. Когда расписанный грунт высыхает, штукатурка и краски становятся единым целым, поскольку известковый раствор входит в реакцию с воздухом и образует плёнку, защищающую фреску от внешних воздействий. Именно поэтому фреска сохраняется сколь угодно долго.

В истории фрески были взлеты и падения, интерес к ней то был оглушительным, то вновь затухал, сейчас фреска вновь переживает всплеск интереса к себе. А как же иначе? Ведь она имеет не только очень привлекательный внешний вид, но и весьма функциональна. А в наш век функциональность ценится превыше всего.

У фрески есть несколько безусловных достоинств. Одно из них — это её долговечность (фрески Микеланджело и Леонардо да Винчи до сих пор поражают воображение, вызывают яркие эмоции и ощущения, такие же, как несколько сотен лет назад у своих современников, и ещё столько же будут радовать и впечатлять в будущем). И даже если часть фрески утеряна, или она приобретает со временем несколько «обветшалый» вид, что считается ещё одним её достоинством. Современные мастера довольно часто стремятся придать новым фрескам состаренный (древний) вид. А всё потому, что людям нравится чувствовать сопричастность к истории, жить в «исторических» интерьерах, обладать «реликвиями».

При помощи фрески можно создать практически любую атмосферу, соответствующую духу заданного пространства, его философии, стилистической направленности. Можно наделить помещение аурой неги, праздности, «лёгкости бытия» и гедонизма, выбрав правильно сюжет, его интонацию. Немного сместили акцент, и вот — вы имеете комнату, с налётом лёгкого эротизма. Если для вас это слишком, и хочется возвышенных и высоких переживаний, то с помощью соответствующей фрески художник создаст мир одухотворенной религиозности и оккультизма. Каким бы вы ни хотели видеть ваш дом или отдельную комнату в нём: камерным, интимным или, напротив, помпезным, торжественным, и парадным, а может, нейтральным, навевающим чувства единения и гармонии с миром природы ...,- фреска может выразить всё.

Совет

Настоящий профессионал всегда поймёт ваши идеи, мысли и настроение. Будьте открыты. Не бойтесь высказывать свои пожелания. Это улучшит взаимодействие и приведёт к желаемому результату.

Арт-директор студии «Rare Masters» Березовский Дионисий Анатольевич

Ну и конечно, оптическая коррекция пространства. Вот уж поистине, магия фрески тут неисчерпаема и превосходит, пожалуй, по силе все остальные методы коррекции, включая и зеркала. Фреска может создать иллюзию открытого пространства, бескрайних просторов или, напротив, нежелательно большое и слишком «открытое» пространство сузить, сделать комфортным для проживания, уютным, закрытым. Фреску можно назвать величайшим иллюзионистом. Преобразить, изменить, расширить, раскрыть, сузить, наполнить пространство, погрузить человека, в другую временную эпоху, на сто или тысячу лет назад или вперёд (тут уж всё зависит от фантазии заказчика и мастерства художника), сделать человека участником любых событий...

Классификация фресок

Фрески можно различать по сюжету картины, стилю написания, размеру, месту расположения, технологии изготовления...

Сюжеты для фресок, как правило, позаимствованы у полотен и фресок эпохи Возрождения, античности, списаны с оригинальных и реально существующих фресок итальянских палаццо... Однако, есть и сугубо авторские, уникальные работы. На фресках, зачастую, изображены пейзажи, животные, мифологические герои, натюрморты и орнаменты. Сюжет картины можно выбрать как по каталогу (существуют более 1000 вариантов), либо заказать авторскую работу, которая, безусловно, обойдётся дороже, но и второй такой вы больше не встретите.

Стилевая направленность фрески может довольно сильно варьироваться. Если необходима историческая достоверность, то она будет повторять исполнение античных фресок или фресок эпохи Ренессанса, может копировать манеру изображения египетской настенной живописи, арабские узоры или фресковые изображения православных храмов... Здесь главное (если это не точная копия) уловить замысел художников соответствующей эпохи, их мироощущение, понять, почувствовать, то, что они хотели сказать своей живописью и передать этот настрой. Если художник, напротив, свободен в выборе тематики и стиля картины, то тут, всё может ограничиваться лишь его фантазией и мастерством. Импрессионизм, абстракции, комиксы...,- всё, что «вписывается» и гармонично смотрится в данном интерьере. Всё возможно.

Фреска может иметь любые размеры, от картины в несколько десятков сантиметров, до нескольких метров, а по идее их размер может вообще ничем не ограничиваться и занимать всю поверхность (внутреннюю и даже внешнюю) помещения. Единственное ограничение — это, конечно, цена. А она может быть очень и очень высокой за подобный art объект.

Любую поверхность можно украсить фреской. По месту расположения фрески разделяются на настенные (самые распространённые), потолочные и фасадные (наименее распространены, поскольку техника их изготовления должна быть полностью соблюдена, а это длительный и трудоёмкий процесс). Среди потолочных и настенных фресок можно найти и бюджетные варианты, т. к. прогресс не стоит на месте, и появляются всё новые технологии изготовления «фресок», которые по внешнему виду похожи на оригиналы, но структуру имеют совершенно иную, это ведёт к упрощению и удешевлению производства. Однако такие «фрески» теряют свою долговечность (основное преимущество настоящей фрески). Правда, для некоторых заказчиков, это не минус, а даже плюс, поскольку позволяет менять интерьер тогда, когда захочется, быть более мобильным и современным.

Если фреску изготавливать по «старинному рецепту», то она переживёт любые атмосферные воздействия (и дождь, и снег), а потому может находиться и в помещениях с высокой влажностью, например, ванной, бассейне или зимнем саду и даже на фасаде своего загородного дома.

Ну и, наконец, фрески различают по технике производства. В последнее время технологии ушли далеко вперёд и значительно упростили (удешевили) процесс производства фресок. У фресок, изготовленных по различным «рецептам», есть свои достоинства и недостатки. Попробуем в них разобраться.

«По образу и подобию...»

Сейчас способов создания фресок стало значительно больше. Помимо рук опытных художников, в игру вступили цифровые технологии и широкий спектр современных строительных материалов. Чтобы выбрать для себя оптимальный вариант, необходимо получить консультацию опытного специалиста и только после этого приступать к работе.

Фрески на самоклеящейся основе — по сути, фресками не являются, да и внешне, они больше похожи на текстурированные обои. Изображение на них наносится цифровым способом. Технологический процесс заключается в том, что на прочную нетканую самоклеящуюся основу наносится тонкий слой специальной пасты, изготовленной из песка.

К очевидным преимуществам таких фресок относится сравнительно низкая цена, простота монтажа, небольшой вес, а потому ими можно декорировать любые поверхности. Недостатком является довольно тонкий слой штукатурки, вследствие чего такие фрески не могут скрыть неровности стен, если те требуют более тщательной обработки.
Фрески на флизелиновой основе по способу монтажа и структуре скорее можно назвать обоями. По внешнему виду — фресками, иногда даже состаренными.

Существует два способа нанесения изображения на штукатурку. В первом случае — это печать на принтере, во втором — более сложный процесс, при котором требуется провести несколько технологических стадий. Чтобы создать состаренный вид фреске и на ней появилась сеть трещинок, на поверхность наносят кракелюр (специальный раствор). Такие фрески очень декоративны. Кроме того, стыки на кракелюре становятся практически невидимыми, поэтому можно создать сколь угодно большое полотно.

Благодаря специальному покрытию, фрески на кракелюре становятся невосприимчивыми к влаге, поэтому их без опасения можно размещать как в бассейнах, зимних садах, так и в ванных комнатах. Такие фрески так же, как и фрески на самоклеющейся основе, имеют сравнительно небольшую стоимость.

Фреска al secco (роспись по сухой штукатурке), в отличие от фрески классической («буон фрески»), менее долговечна, подвержена растрескиванию и осыпанию, т. к. краска не образует со штукатуркой единого целого. Изображение наносится темперой, т. е. красками, в состав которых входят вода, яичный желток, растительный или животный клей, смешанный с маслом. Такие фрески наносят не только на стену, но иногда и просто на жёсткую основу, и используют, как самостоятельную картину. Однако пусть вас не пугает недолговечность фрески al secco, современные лакокрасочные материалы позволяют продлить её срок службы, единственное условие — владельцу следует обеспечить более тщательный уход за ней.

Роспись стен и потолков акриловыми красками на сегодняшний день наиболее распространенна. Это ручная работа, и качество её изготовления зависит от мастерства живописца. Роспись — хороший вариант, для тех, кто хочет уникальную, штучную, ручную работу, но не имеет возможности (прежде всего, финансовой) заказать «буон фреску».

Акриловые краски при высыхании создают полимерную плёнку, которая защищает изображение от механических повреждений, воздействия агрессивных растворов и воды.

При изготовлении так называемых фресок на холсте используются только природные материалы при полностью ручной работе. Такие фрески поступают в продажу, как на подрамнике, так и в рулоне. Монтаж можно производить при помощи обычного клея для тяжёлых обоев.

Технологический процесс производства фресок на холсте можно описать в трёх основных этапах. Первый — приготовление штукатурной основы из извести и речного песка, нанесение её на стену. При высыхании в грунте происходят химические реакции, обеспечивающие ему прочность. Второй — на влажную основу наносится изображение живописцем (используются только натуральные пигменты (минеральные краски) и клеи на растительной или животной основе), затем роспись высыхает в естественных условиях под солнцем. Третий этап — фреска переносится на льняной холст. При переносе она теряет некоторые фрагменты и получает благородный состаренный вид. Производят такие фрески на холсте в Италии либо Испании, они получаются исключительно долговечными, но и очень дорогими..

Фрески на жесткой основе изготавливаются при помощи нанесения слоя штукатурки на специальную лёгкую и в то же время жёсткую основу. Такая фреска имеет художественные сколы, которые подчеркивают фактуру работы и придают ей состаренный временем вид.

Монтируются фрески при помощи монтажного клея или обычных держателей, как картины. Недостатком фрески на жесткой основе является то, что есть ограничения в размере: она не может быть больше 3?1,4 метра. Стоимость одного квадратного метра, в общем-то, сравнительно небольшая.

Фрески на эластичной штукатурке — простой, быстрый и бюджетный вариант. Рисунок наносится при помощи принтера на эластичную штукатурку, дополнительно укреплённую монтажной сеткой. Слой штукатурки в этом случае достаточно толстый, что позволяет передать фактуру и рельеф настоящей фрески. Прикрепляется она к стене с помощью любого монтажного клея. Производители утверждают, что их фрески не боятся влаги и солнечных лучей, соответственно, ими можно оформлять и фасады зданий.

«Переводные фрески» (Incollare) фресками, конечно, не являются, т. к. наносятся на стены по принципу «переводного изображения». Они имеют более яркие и насыщенные цвета, а так же дают возможность создавать прозрачное изображение. Их можно нанести на практически любую рельефную поверхность: кирпич, декоративную штукатурку, плитку, дерево и прочее. Имеется ограничение по размеру: на стены и потолки нельзя нанести «фреску» больше 180?500 см.

Чтобы фреска выглядела уместно, была качественной и долго радовала вас (кроме того, в одной ценовой категории могут предлагаться фрески, изготовленные по разным технологиям), то правильный выбор, вам поможет сделать специалист. За подобными консультациями «лучше всего обращаться в те организации, где роспись входит в список предоставляемых услуг. Такой комплексный подход позволит предусмотреть тематику, композицию и качество росписи уже на начальном этапе проекта. Тем более, сейчас кроме мастеров, предоставляющих услуги по созданию настенных росписей, существует множество фирм, которые занимаются дизайном интерьера, его проектированием и декорированием.

Текст: Кидяева Ксения
Консультант: Творческая группа «Rare Masters»

«Загородное строительство» № 6 (46), июнь 2009 г.

 

Похожие статьи: